Злобина Наталья
Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС
Из опыта работы Злобиной Натальи Александровны,
воспитателя МАДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. Емвы
Известный нейрофизиолог Владимир Михайлович Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и тонких движений пальцев рук говорил «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно - двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка и др. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе мы используем различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
При работе с ребёнком РАС используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС проводим систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.
Пальчиковые игры с крупой
1. В крупе "закапываем" мелкие игрушки из киндер - сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.
2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.
3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.
4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.
5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.
6. Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.
7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.
В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия, мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки.
В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:
снимает мышечную напряжённость;
успокаивает нервную систему;
устраняет проблему органов дыхания;
развивает мелкую моторику.
Нетрадиционная форма работы с морской солью вызывает у ребёнка положительные эмоции.
Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонь о ладонь, пересыпание).
Упражнения для пальцев и кисти руки:
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
«Солим суп»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
«Бурим скважину»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.
«Кошечка»
Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.
«Дождик»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
«Топотушки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
«Грозовая туча»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
«Пальчики здороваются»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
«Сооружаем горку»
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
«Вышла курочка гулять»
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Описание: пальцы щипают соль.
«Ищем клад»
В емкости с солью ребёнок отыскивает крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, детали «лего» и т. д.
«Строители»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
“Художники”
Указательным пальцем на соляной поверхности ребёнок рисует различные предметы.
Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка.
Следующий метод, который мы используем в коррекционной работе с ребёнком РАС - Су - Джок терапию. Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажё р: колечки-пружинки, массажные шарики - «ёжики». Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики.
Игровые упражнения в стихах
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке)
2. «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать)
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком)
4. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика)
5. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
( Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем)
6. «Друзья»
Вместе пальчики друзья.
Колечко катим, ты и я.
(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца)
7. «Кручу - верчу»
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д)
8. «Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам)
Шары – «ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Система упражнений по развитию мелкой моторики улучшают тонкие движения пальцев и кисти рук. Они приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений рук, одновременно развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память.