Евгения Брант
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Вознесенский детский сад
«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
Воспитатель младшей группы : Брант Е. С.
2019 год
Анализ работы по теме:
«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Наблюдая за детьми младшего возраста, я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики рук. Зачастую дети 2-3-х лет не могли застегнуть самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки. Они неловко держали карандаш, испытывали затруднения в играх с конструктором, пазлами.
Анализ социального паспорта группы и результаты анкетирования подтвердили мои догадки о том, что родители не имеют достоверных знаний о роли развития мелкой моторики, о её влиянии на развитие речи и мышления, в игровом уголке ребёнка вместо игрушек, развивающих мелкую моторику рук, преобладают мягкие игрушки. А современное общество с его условиями диктует такие правила, что наши сельские родители в силу сложившихся экономических причин имеют большую занятость: работа, да и подсобное хозяйство, требующее ежедневного присмотра и ухода.
Поэтому одной из приоритетных целей моей педагогической деятельности является создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики у младших дошкольников;
- анкетирование родителей;
-создать РППС, способствующую развитию мелкой моторики рук;
Изучение литературы по проблеме подтверждают мои наблюдения за дошкольниками : «На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными». Литературные источники свидетельствуют, что работу по развитию мелкой моторики рук у детей нужно начинать как можно раньше.
Работа с электронными ресурсами убедила, что и для современных дошкольников проблема развитие мелкой моторики рук актуальна.
Учёные психологи уверяют, что дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. А с течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук организую по следующим основным направлениям : пальчиковая гимнастика, аппликация, работа с бумагой, с крупами, карандашом, пластилином, песком.
Как показывает практика, правильно подобранные методы и приёмы обучения, способствуют более активному развитию мелкой моторики у детей.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, с использованием разных форм работы: игры с предметами и без предметов, занятия по развитию навыков самообслуживания, музыкальные игры.
Многолетний опыт свидетельствует, что тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость.
В своей работе активно использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук :
1. Лепка из пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
3. Изготовление поделок из бумаги, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков.
8. Мешочки наполненные различными крупами. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
9. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.
Считаю, сформированная игротека имеет большую значимость, так как она способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки. Игротека пользуются у детей большим успехом.
Опыт педагогической работы свидетельствует, что для осуществления полноценного развития и воспитания ребё нка-дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. И как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребёнок, поэтому работа с родителями – важная составляющая. Общаясь с родителями индивидуально, я получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям полезные советы:
объясняю значимость развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, знакомлю с пальчиковыми играми, нетрадиционными приёмами рисования.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В перспективе я вижу:
- продолжение работы с детьми по развитию мелкой моторики, применяя при этом более разнообразные способы взаимодействия с детьми;
- более широкое использование интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО;