Лекомцева
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с нарушением слуха при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Убедительны также факты, полученные при обучении детей с нарушениями слуха. Одних из этих детей с раннего возраста обучали общаться с помощью жестов, выполняемых всей рукой, других обучали дактильной (пальцевой) азбуке. Оказалось, дети, которые обучались крупными жестами, поддаются обучению разговорной речью с большим трудом, те же дети, которые обучались дактильной азбуке, очень легко и быстро овладевают звуковой речью. Поэтому, стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки движений пальцев рук. В нашем учреждении мы не используем дактильную и жестовую речь, но развитие мелкой моторики пальцев рук одна из важнейших задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с раннего детства.
Таким образом, значение развития мелкой моторики рук очень велико :
1. Повышает тонус головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребёнка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребёнка.
Развитию мелкой моторики рук способствуют :
а). Игры и игровые упражнения:
Кто больше соберет фасоли, "Карусель" (прищепки, "Посмотри, кто спрятался в комочке?" (разглаживание скомканных бумажных комочков, "Найди и положи рядом такой же" (развивать тактильные ощущения, "Разборные игрушки", "Разрывание бумаги" (путем отщипывания от листа, "Веселый автобус", "Собери колеса для машины"(игра на нанизывание).
Выкладывание из палочек "Санки","Снежинки", "Посыпаем дорожки" (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори). Работа с календарём (прищепки)
б). Пальчиковые игры.
"Домик", "Это что за теремок?" Пальчиковая гимнастика «Семья»,"Кто приехал?" "Большая стирка","Шнуровки","Оденем куклу на прогулку"
(пуговицы, липучки, молнии). "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты определить на ощупь, «Веселые овощи» (штампы картофелем, "сварим компот"(нанизывание на проволку). "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов, шишек", "Кто больше соберет фасоли?", "Мы – листики осенние", "На прогулку" (развивать общую координацию). Работа с календарём (прищепки). Пальчиковая гимнастика "Стол, стул". "Зима"(умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, "Большой цветок", "Солнышко и бутон" (пальчиковые игры). "Деревья"(пальчиковая гимнастика,
в). Изобразительная деятельность.
Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука") «Близнецы» (рисование кляксами). Выпуск семейного журнала «Ладошки». «Ёлочка» (рисование ладошками, вырезание, украшение группы. «Морская прогулка» (рисование на простыне, "Волшебные ручки" (рисование манкой,
г). Массаж рук. "Деревья"(пальчиковая гимнастика).
Рабочий план реализации проекта.
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1. Разработка конспектов игр, занятий. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2. Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с нарушением слуха».
3. Семья "Кто больше соберет фасоли. Пальчиковая гимнастика «Семья», "Кто приехал?", "Карусель" (прищепки).
4. Игрушки "Посмотри, кто спрятался в комочке?" (разглаживание скомканных бумажных комочков,
"Найди и положи рядом такой же" (развивать тактильные ощущения, "Разборные игрушки".
Октябрь 1. Одежда, обувь "Большая стирка", "Шнуровки", "Оденем куклу на прогулку" (пуговицы, липучки, молнии).
2. Овощи, фрукты "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты определить на ощупь,
«Веселые овощи» (штампы картофелем, "сварим компот"(нанизывание на проволоку).
3. Природа, погода (осень) "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов, шишек",
"Кто больше соберет фасоли?", "Мы – листики
осенние", "На прогулку" (развивать общую координацию) Работа с календарём (прищепки).
4. Транспорт "Разрывание бумаги" (путем отщипывания от листа,
"Веселый автобус", "Собери колеса для машины"(игра на нанизывание)
Ноябрь 1.. Мебель Пальчиковая гимнастика "Стол, стул".
2. Посуда Лепка папье-маше посуды.
3. Моя семья "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука",
"Карусель" (прищепки, Пальчиковая гимнастика «Семья».
4. Инструменты Аппликация, лепка инструментов.
Декабрь 1. Части тела "Собери куклу" (разборные игрушки, разминки для рук, ног, языка.
2 Животные Пальчиковая игра "Коза и козленок", «Близнецы» (рисование кляксами).
3. Одежда,
обувь. "Оденем Катю на прогулку", "Шнуровки",
"Платье в горох", "Застегни одежду" – на пуговицы, липучки, молнии,
4. Праздники (Новый год) Выпуск семейного журнала «Ладошки».
«Ёлочка» (рисование ладошками, вырезание, украшение группы.
Январь 1. Каникулы.
2. Мы любим спорт Лепка (мальчик на лыжах, на коньках, на санках, имитация движений.
3. Помещения детского сада. «Близнецы» (рисование кляксами).
4. Природа, погода (зима). "Зима"(умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки,
Выкладывание из палочек "Санки", "Снежинки",
"Посыпаем дорожки" (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори).
Работа с календарём (прищепки)
Февраль 1. Двор, площадка. Пальчиковые игры "Домик", "Это что за теремок?",
"Выложи дом из цветных геометрических фигур", "Замок",
"Кошкин дом" (р. н. потешка,
"Посыпаем дорожки" – упражнение-игра (домашняя школа Монтессори).
2. Продукты питания. Игровая деятельность совместно с родителями.
"Готовим салат вместе с мамой", изготовление совместных поделок.
3. Транспорт. «Морская прогулка» (рисование на простыне,
"Что у кого?" – разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины,
"Составим из палочек машину", "Грузовик" – обводка трафарета машины.
4. Игрушки. "Волшебные ручки" (рисование манкой, " Кто в домике живет?"(развивать тактильные ощущения,
"Качели" (пальчиковая игра).
Март 1. Праздники
(8 Марта). "Деревья" (пальчиковая гимнастика,
2. Природа, погода (весна). Конструирование из природного материала (кораблик, лодка для игр с водой).
Работа с календарём (прищепки)
3. Дикие и домашние животные. Динамическое упражнение "Медвежата",
"Котята", "Кошка и собаки" – пальчиковая игра, "Мышка",
"Ежик"(выкладывание из палочек, "Собака"(выполнение фигурок из пальцев, "Следы в лесу" (рисование пальчиком).
4. Рыбы. "Золотая рыбка"(пластилин, монеты).
Апрель 1. Насекомые. "Бабочка" (кляксография, " Пчела" (вращение пальцами,
"Лягушка пляшет"(двумя ладошками, "Жук" (пальчиковая игра).
2. Птицы. "Птичка" – упражнение с пальчиками, лепка,
"Лебединое озеро" – рисование ладошками,
"Угощение для птиц" (сортировка семян - тыквы и подсолнечника, "Скворечник" (из палочек).
3. Растения. "Деревья" (пальчиковая гимнастика, "Елка из лесу пришла" (выкладывание из палочек).
4. Цветы. "Выросли цветы" (развивать координацию общих движений, "Большой цветок",
"Солнышко и бутон" (пальчиковые игры).
Май 1. Семья. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья» (рисование ладошкой, фломастером,
"Карусель" (прищепки,
2. Город, улица. Лего, разборные машины, рисование на манке,
"Посыпаем дорожки" (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори).
3. Профессии. Лепка из теста, "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков,
"Кто больше соберет фасоли?" – собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком, закручивание пробок на бутылочках,
"Сушим фрукты" (нанизывание).
4. Природа, погода (лето). "Веселые подружки" (лесенка" из пуговиц, пришитых к ткани,
"Проложим дорожку из камешков"," Лето" (рисование на асфальте цветными мелками).
Работа с календарём (прищепки)