Елена Шляга
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УМ РЕБЕНКА – НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Для успешного обучения в школе у ребенка дошкольного возраста должна быть развита мелкая моторика рук, так как от нее зависит развитие мышления, памяти, воображения и самое главное – речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
И как сказал В. А. Сухомлинский - «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…»
Поэтому очень важно развивать мелкую моторику рук с раннего детства. Существует множество методов и приемов работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Это и лепка из теста и пластилина, игры с бумагой и крупами, работа с ножницами, упражнения с мячами су-джок, игры с природным материалом, крупами, веревочками, ризиночками, пальчиковые игры и игры, массаж рук и многое другое.
Работа с детьми раннего возраста всегда требует яркого, привлекательного дидактического материала. Поэтому в своей работе я широко использую дидактические пособия на развитие мелкой моторики рук : шнуровки, вкладыши, пазлы, бусы.
Я предлагаю дидактические игры и упражнения эффективные для работы с детьми 3 го года жизни. Пособия выполненные воспитателями и родителями группы не только развивают мелкую моторику рук но решают и ряд других задач Учебной программы дошкольного образования.
Дидактическое пособие «Тактильные мешочки»
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
формировать умение определять на ощупь что находится в мешочке;
активизировать речь детей словами : песок, желуди, крупа, горох, фасоль.
Материал: тканевые мешочки с различными наполнителями: крупа, песок, каштаны, фасоль, горох; основа на которую крепятся мешочки с помощью липучки.
Способы действия:
1 этап.
Ребенок снимает мешочки с основы, фиксирует их обратно.
2 этап.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают мешочки, смотрят что находиться внутри. Детям предоставляется возможность пощупать, прочувствовать как ощущается тот или иной наполнитель.
3 этап.
Дети выбирают понравившийся им мешочек, на ощупь определяют что внутри.
Дидактическое упражнение «Коробочка с сюрпризом»
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
закрепить названия основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый);
формировать умение определять знакомые предметы на ощупь;
воспитывать желание помогать игровому персонажу;
Основной является коробочка с крупой, которая оформляется в соответствии с временем года. На каждое время года воспитатель предлагает выполнить детям различные задания. Благодаря смене атрибутов и заданий не теряется детский интерес.
Способы действия:
Ребенок опускает руки в коробочку с крупой, находит там нужный предмет, достает его.
Осень
Материал: коробочка с гречкой, мелкие муляжи овощей и фруктов, резиновая игрушка Ежа.
Игровые упражнения «Помоги ежику найти яблоки», «Собери урожай»(по указанию воспитателя находить в коробочке определенный овощ или фрукт).
Зима
Материал: коробочка с гречкой, новогодние шары (диаметр 2-3 см, игрушечные конфеты; снеговик, кукла снегурочка
Игровые упражнения «Помоги снеговику отыскать шары для новогодней елки», «Потерялись конфеты, которые снегурочка несла в детский сад»
Весна
Материал: коробочка с гречкой, муляжи овощей (лука, резиновая игрушка Чипаллино.
Игровое упражнение «Весной не скучаем - лук садить помогаем»
Лето
Материал: коробочка с гречкой, небольшие пластмассовые цветочки, рыбки, кукла.
Игровые упражнения «Собери букет для куклы Даши», «Поймай рыбку»
Дидактическая игра «Оживи картинку» (с прищепками)
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
активизировать речь детей словами : еж, рыбка, курочка, морковка.
Материал: силуэтные ламинированные картинки (еж, морковь, рыбка, курочка); прищепки.
Способы действия:
Ребенок с помощью прищепок «оживляет» картинку, формируя у объекта недостающую часть (ежу- иголки, рыбке – хвост и т. д.)
Дидактическая игра «Угощение для животных»
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
закрепить представления детей о животных, и о том, чем они питаются;
Материал: Фигурки животных из фетра закрепленные на прищепке: корова, обезьяна, кот, белка, собака, мышка, медведь; фигурки из фетра (трава, банан, рыба, орешек, косточка, сыр, мед).
Ход игры:
1 этап. Воспитатель вместе с детьми рассматривают фигурки животных, беседует кто чем питается.
2 этап. Дети вместе с воспитателем подбирают «угощение» для животных.
3 этап. Дети самостоятельно подбирают «угощение» для животных.
Способы действия:
1. Открыть прищепку, зафиксировать в ней «угощение».
2. Назвать чем угостил животных.