Наталья Петрова
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мой личный опыт
Петрова Наталья Владимировна
МАДОУ детский сад № 82
"Одиссея успеха"
Воспитатель
“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. В. А. Сухомлинский.
Речь не является врожденной способностью, а развивается вместе с ребенком. Она формируется под влиянием речи взрослых и зависит от окружения, воспитания и обучения, которые начинаются уже с первых дней жизни ребенка.
Темочки:
В настоящее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Одна из причин этой проблемы, на мой взгляд – снижение развития мелкой моторики рук. Ещё недавно родителям и их детям многие вещи приходилось делать своими руками: стирать и отжимать бельё, подметать и мыть полы, замешивать тесто, вязать и т. д. В современном мире появилось множественное количество бытовой техники, в которых заложены программы выполняющие все действия за человека. У детей появилась обувь и одежда без пуговиц и застежек – на липучках, игрушки на пульте управления. Мелкая моторика рук почти перестала развиваться.
Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек.
Основной процент детей, пришедших ко мне в младшую группу, это “домашние” дети. Многие дети плохо говорящие: нечленораздельная речь, разговаривают односложными предложениями, не могут сформулировать свои мысли. У некоторых детей почти отсутствует разговорная речь, они разговаривают слогами: «га» - да, «мо, до» - можно домой, и т. п. Также у многих ребят трё х лет не сформированы элементарные навыки самообслуживания: не могут сами одеть и снять одежду, кушать, умываться. Наблюдая за детьми я заметила, что у большинства из них плохо развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать в руке ложку или карандаш, другие - собрать мелкие игрушки, третьи – застегивать и расстегивать молнии на куртках, застежки-липучки на одежде и обуви, не говоря о пуговицах и шнурках.
Поэтому, я в младшей группе делаю акцент на развитие мелкой моторики рук у детей. Приоритетным для меня, как педагога, становится создание условий для этого. Роль игрушки в развитии мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Ребята с удовольствием играют с игрушками-шнуровками, различными пирамидками, кубиками, конструкторами, досками Сегена (рамками и вкладышами). Я заметила, что в процессе игр дети больше играют с игрушками и пособиями, которые были сделаны своими руками. Попросила мужа сделать объёмное дерево с дырочками для «прошивания» его шнурками и лентами, «бельевую веревку» где дети развешивают кукольную одежду после «стирки», «гоночную трассу» по которой ездят машины на веревочке, на перегонки. Своими руками сделала стаканчики с прорезями в крышках, чтобы дети складывали туда бумажные «монетки», сортируя их по цвету. Позднее усложнила задачу вырезав из цветного картона разные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник и ромб. Также создала «сухой аквариум», где на дне «плавают» пластмассовые морские жители. Дети с удовольствием ищут их среди камней, сортируют игрушки по величине, цвету и форме. Также в группе есть «сухие бассейны» с шишками, желудями, фасолью. Родители моих воспитанников сшили пальчиковые куклы, по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети «шагают» пальчиками по «дорожкам», «прыгают» по кубикам и т. п. В дальнейшем дети будут показывать инсценировки с куклами, по мотивам народных сказок. Также использую в работе с детьми игры со счётными палочками, с прищепками, мелкими игрушками, с пуговицами.
Работа по развитию мелкой моторики рук малышей проводится мною ежедневно. Я занимаюсь с ними индивидуально и подгруппами. В группе имеющийся игровой материал располагаю таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности.
К концу младшей группы получаю результат: у всех детей полностью сформированы элементарные навыки самообслуживания, они самостоятельно застегивают пуговицы на одежде, правильно держат ложку и карандаш, могут выполнять мелкую работу пальчиками.
На следующем этапе я расширяю поставленную задачу: с помощью развития мелкой моторики рук активно развиваю речь у детей. Но это уже другая страница моего педагогического опыта.