Халиуллина Гузял
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста плохо развита мелкая моторика.
Поэтому я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.
Используемые игры для развития мелкой моторики :
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Пальчиковые игры с речевым сопровождением;
• игры с различным материалом: перебирание и сортировка круп, нанизывание бус, пуговиц на леску, сухой бассейн (горох, фасоль, выкладывание контуров предметов из злаков, ниток, игры с прищепками, камешками, ракушками, шнуровки, игры с мозаикой, собирание пазлов, разрезных картинок, конструирование из LEGO, построение фигурок из палочек, спичек;
• застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков (игры – планшеты) ;
• художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;
• использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
Развивая мелкую моторику рук я использую такие игры, как:
Пальчиковые игры и упражнения очень нравятся детям. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, дети легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. В процессе работы с детьми разработала большую картотеку разнообразных пальчиковых игр, которой пользуюсь в непосредственной образовательной деятельности.
Используя игры и занятия с крупой, я учу детей удерживать зернышки пальцами, делать массаж ладоней с помощью них; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, овощи, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, что и в каком мешочке лежит: семечки, горох или фасоль. Я заметила что, такие упражнения развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения.
Часто использую такой прием, как выкладывание сюжетных картинок из счетных палочек, и камушек: фигурок, букв. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При этом я стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести палочек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из палочек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.
Кроме названных методов и приемов ручной умелости, я практикую такие виды художественной деятельности, как:
- Вырезание,
- Оригами,
- Пластилинография.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков.
Я часто использую в работе с детьми такой вид художественной деятельности, как оригами. Этот вид работы, у меня в группе, очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Свои «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, принимают активное участие в конкурсах декоративно – прикладного искусства. Детская поделка, конечно, не так совершенна, но зато она дает ребенку пережить радость созидания, воспитывает у детей трудолюбие.
Не менее интересны для детей игры с пластилином. Возможности пластилинографии безграничны. Всё зависит от нашей личной фантазии. Это одно из любимых наших занятий. Волшебный пластилин - это и творчество и развитие мелкой моторики рук. Когда мы пальчиками размазываем пластилин по картону, мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику.. Опираясь на ОО «Художественная литература», перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки, а затем юные творцы создают свои маленькие шедевры.
Важной частью моей работы по развитию мелкой моторики является штриховка. Штриховка помогает детям формировать познавательный интерес, пространственно-образное мышление, чувственное, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память. Перед началом занятий я слежу за правильной осанкой, напоминаю, как правильно нужно держать карандаш, во время упражнений нельзя поворачивать тетрадь; линии можно проводиться только один раз. Учу детей проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания, что помогает повысить самооценку и улучшить самоконтроль - важнейшие компоненты учебной деятельности в школе.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Обучение штриховке я провожу в определенной последовательности:
• изучение трафарета, обследование пальчиком (указательным);
• обводка геометрических фигур;
• знакомство с видами штриховки;
Познакомила с 4 – мя основными видами штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Совместно с детьми выучили и закрепили правила штриховки:
• штриховать только в заданном направлении;
• не выходить за контуры;
• соблюдать одинаковые расстояния между штрихами.
Формирование графических навыков
Каждый ребенок выполняет графические задания в своей тетради, которые мы называем «Веселыми прописями», он может работать в ней самостоятельно, в свободное время. Сначала это была тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами писали детям задание и давали для работы в свободное время. Затем, использовали готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. (это упражнения на штриховку, обводку контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.) Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми или прямыми линиями, используя карандаши и гелевые ручки. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Эти занятия вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Мой опыт свидетельствует, работа детей в тетрадях с графическими диктантами, упражнениями улучшила мелкую моторику и координацию движений, сделала этот процесс обучения занимательным и увлекательным. Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.
Моя работа подтверждает, насколько эмоционально значимы игры, приведенные выше, как они влияют на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, на формирование коммуникативных умений.