Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Гаянэ Корненко
Развитие мелкой моторики пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Это вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Помимо этого необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движений рук. К концу дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. В математике важно не обучение механическому счету, а формирование определенных представлений: о составе чисел, о сравнении предметов по величине, о геометрических фигурах и т. д. Важна и подготовка к обучению грамоте: ребенок должен владеть звуко-буквенным и слоговым анализом слова.

Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук» размещена в разделах

Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Многим дошкольникам трудно справляться с заданиями в стандартных прописях и пособиях для подготовки руки к письму. Это может сформировать отрицательное отношение к графическим упражнениям, письму и учебной деятельности в целом. Именно поэтому нужно учитывать психофизические особенности детей: несовершенство зрительного и двигательного анализаторов и регуляций движений, несформированность опорно-двигательного аппарата. Задания должны способствовать развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма.

Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук, можно использовать следующие виды работ:

1) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2) Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

3) Игры и действия с предметами – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, шишек, нанизывание бус, колечек на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц;

4) Изобразительная деятельность: лепка, рисование, раскрашивание картинок, обведение по контуру, штриховка, разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

Важна также последовательность обучения графическим навыкам. Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые и ломаные линии в различных направлениях, а потом уже можно переходить к более сложным заданиям.

Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш. Если ребенок ошибся, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивать рисунки нужно цветными карандашами (не фломастерами, не шариковыми ручками). Работа фломастерами не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем, осознается ребенком как волевое. Тем самым формируется навык самоконтроля, который так необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо следить, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка, линии при штриховке должны идти параллельно. Очень важен так же захват карандаша и подготовка руки к выполнению графических заданий. Для этого подойдут следующие упражнения:

1) Захват карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;

2) Перекладывание карандаша с одного места на другое, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;

3) Расслабление кистей рук путем поглаживания листа бумаги от середины в стороны или сверху вниз;

4) Прокатывание карандаша между ладонями;

5) Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением;

6) Попеременное поглаживание одной кисти рук другой.

И главное, надо не забывать. Что основным побудительным мотивом деятельности детей дошкольного возраста является интерес. Необходимо так организовывать занятия, чтобы ребенок воспринимал выполнение заданий как увлекательную игру. Ведь только в процессе игры дети легко запоминают новое, искренне радуются и раскрывают свои способности. А это, в свою очередь, способствует расширению языкового опыта ребенка и подготавливают его к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно подготовить ребенка к обучению в начальной школе» Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов дошкольных учреждений, и родителей будущих первоклассников.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Опубликовано: 3 сентября 2014 в 15:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук» (включая файлы) размещена пользователем Гаянэ Корненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД