Татьяна Семченко
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к сборнику.
Ярмарка педагогических инноваций.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки.
Т. С. Семченко. Воспитатель МДОУ «Детский сад №366 общеразвивающего вида»
г. Омск
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки.
Т. С. Семченко. Воспитатель МДОУ «Детский сад №366 общеразвивающего вида»
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без вовлечения детей в художественную деятельность.
Поведя диагностику развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в средней группе в начале учебного года выявилось, что 64% детей слабо владеют мелкой моторикой. Художественная деятельность вне занятий является одной из форм изучения нетрадиционных техник изодеятельности. Применяя дополнительные занятия во второй половине дня в форме кружковой деятельности позволило больше времени уделять индивидуальной работе. Во время практических работ даётся возможность выбора самых разнообразных материалов и художественных техник. Нужно не забывать, что каждый художественный материал обладает своими особенностями, поэтому, когда ребёнок делает свой выбор техники исполнения - это содействует развитию его воображения и самовыражению. Особый интерес к творческой работе у детей появляется, когда они видят нечто новое, удивительное. В этом помогает Изодеятельность, в частности нетрадиционные техники. В процессе увлекательной работы дети становятся спокойнее, внимательнее, отзывчивее. Превращаются в настоящих творцов. Существует большое количество традиционных и нетрадиционных техник изодеятельности.
Лепка – один из древнейших видов прикладного искусства.
Техника лепки богата и разнообразна, с помощью пластических материалов создаются рельефные образы и целые композиции. При этом она доступна самым маленьким. Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что он создал, но и трогает и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка : Повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы. Готовит руку ребёнка к письму. Самое главное лепка развивает ребёнка эстетически.
Лепка пластилином.
Пластилин хотя и является обыденным, всё же художественные возможности его богаты. Для детского творчества преимущества – это доступность, повседневность, простота, удобство, яркость.
Вот некоторые полюбившиеся приё мы работы пластилином:
-Живопись пластилином. Картины могут иметь как плоский вид, так и барельефный, что создаёт особую реальность выполняемых работ.
- Закрашивание шаблонов.
- Лепка на форме. Материал (тесто, пластилин) раскатывают ровным слоем, прикладывают к форме. В качестве формы можно использовать жестяные баночки, виниловые пластинки, картон, ДВП и пр. Облепленную форму украшают налепами и нарезным узором. Таким способом удобно лепить вазу, кашпо, карандашницу, подсвечник.
МОДУЛЬНЫЙ способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно создать любую композицию, используя много одинаковых элементов или модулей. Сочетая МОДУЛЬНЫЙ способ и ЛЕПКУ НА ФОРМЕ можно изготовить рамочку для работ. Для изготовления рамочек модулем может быть колбаска, разрезанная на одинаковые кусочки. Кусочкам придаётся определённая форма и выкладывается в орнамент. Вода выполняет функцию шликера.
- Разрезание – оригинальный прием обработки пластилина. Несколько кусочков разноцветного пластилина укладываются слоями, сворачиваются книжкой или валиком, а затем разрезаются нитью. Из получившихся деталей можно составить разные картины.
Тестопластика
С давних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В России из теста лепили фигурки животных и птиц, так называемых «жаворонков», которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали родных под Новый год. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Для дошкольников, со слабым развитием мелкой моторики, это занятие будет полезным и интересным, т. к. это готовит руку ребёнка к письму. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой: стека, небольшая скалка для раскатывания теста, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. Понадобятся также формы для печенья. В качестве инструментов можно использовать ампулы от шариковой ручки, саму ручку, старые фломастеры, фактурную ткань, пуговицы для нанесения отпечатков. Инструментами могут служить пластмассовые и обычные вилки, карманная расчёска.
Тесто. Муку и соль перемешивают, в соотношении 2 части пшеничной муки, 1 часть мелкой соли,1 часть воды. Постепенно добавляя холодную воду до лучения однородной массы. Готовое тесто не должно прилипать к рукам и крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Хранить лучше в полителеновом пакете
Цветное тесто. Чтобы не пришлось разукрашивать изделия можно лепить сразу из цветного теста. Для этого необходимо. Выбрав понравившийся рецепт теста в стакан с водой развести краску необходимого цвета, можно использовать акварель, гуашь, пищевые красители. Постоянно помешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто, скатать его в шар и положить в пакет, чтобы не высохло.
Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче.
Соединять детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода играет роль клея. Обработка изделий предполагает несколько этапов. Готовые работы запекали в духовке для придания натурального цвета.
Ставя перед собой цель, расписать изделие цветом, достаточно просушить на отопительной батареи или при комнатной температуре. Готовность изделия определяют по звуку. Постучав пальцем по готовому изделию, услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить. Для придания блеска и защиты цвета покрывают лаком или ПВА.
Проведя диагностику в старшей группе в конце учебного года, наметилась положительная динамика роста владения мелкой моторикой рук высокий уровень составил 92%,средний 8%. Регулярные занятия повысили уровень владения мелкой моторикой рук. Изодеятельность помогает сформировать творческую личность. Позволяет ребёнку мыслить свободно и смело. Главное ребёнок будет любить, и понимать искусство сможет самостоятельно творить как в дошкольном учреждении, так и дома. Часто поправившую технику ребёнок реализует дома как домашнее задание. Это показатель того, что труды не пропали даром.