Ольга Полякова
Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельность передвижения, ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.
Публикация «Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
У детей с ДЦП отмечаются :
-нарушение координации движения глаз и рук;
-замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие;
-нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
-ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь;
-двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения;
-нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки;
-у ребёнка с трудом формируется "двигательный" образ буквы, слова;
-страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций в предложениях;
-отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца);
-трудности в воспроизведении движений по образцу;
-нарушается темп выполнения и воспроизведения;
-снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую;
-если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается речевое развитие.
все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Поэтому развитие мелкой моторики и координация движений являются одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных движений, мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы.
Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
Развитие мелкой моторики - дело не одного дня.
Для легкости запоминания упражнения можно придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Заставлять ребёнка заниматься "через силу" неэффективно.
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми:
1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
3. Ежедневность.
4. Соблюдения щадящего режима для ребёнка.
5. Комфортный темп выполнения.
6. Взаимодействие со всеми специалистами.
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики.
1. Самомассаж.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Средства развития мелкой моторики
*массаж кистей рук и пальцев;
*упражнения с мячиками, шариками;
*пальчиковая гимнастика, игры;
*игры с пластилином;
*рисование, раскрашивание;
*аппликация;
*игры с конструктором, мозаикой;
*игры с пуговицами;
*игры с крупами;
*шнуровка;
*игры со счётными палочками;
*игры с прищепками.
Массаж кистей рук и пальцев.
1. Самомассаж тыльной стороны.
2. Самомассаж ладони.
3. Самомассаж пальцев рук.
Всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовится к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.
Помните!
Именно, хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта!
Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев!