Наталья Шардакова
Развитие мелкой моторики детей с ДЦП с помощью предметов
Развитие мелкой моторики детей с ДЦП с помощью предметов
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (Сеченов И. М., «мышление в действии» (Павлов И. П.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М. М. Кольцова).
Публикация «Развитие мелкой моторики детей с ДЦП с помощью предметов» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Двигательные нарушения при ДЦП выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
У детей с органическим поражением ЦНС отмечается недоразвитие ручной моторики : движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты, они захватывают предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватание щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев).
Поэтому необходима целенаправленная и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий.
Именно игры с предметами и дидактическим материалом дают положительные результаты в развитии мелкой моторики у детей с ДЦП.