Надежда Шипицина
Развитие мелкой моторики через продуктивные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Публикация «Развитие мелкой моторики через продуктивные виды деятельности» размещена в разделах
Начиная с младшей группы, мы организовали специальный уголок по изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд и т. д.). В нашей группе все эти виды деятельности нашли широкое применение.
Лепка для детей – одно из самых полезных видов творческой работы. Каждое занятие построено на смене нескольких видов деятельности. Сначала выбираем и лепим сказочных персонажей, декорации для них, а потом расписываем подсохшие фигурки, украшаем их бусинками, цветным песком и другим декоративным материалом.
В процессе лепки каждый ребенок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идет не так.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей мы уделяем большое внимание пластилинографии. Такая техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает ее более увлекательной и интересной, а эмоциональные переживания побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но мы всегда помним, что обучение рисованию и письму специфичны: положение руки, тетради, карандаша, приемов проведение линий. Для этого мы используем обводку плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовку второй половины рисунка, рисунок по образцу. Кроме того мы используем различные нетрадиционные техники: монотипия, кляксография, тампонирование, рисование пальцем.
Аппликация - это одно из самых многогранных видов деятельности для развития детей.
Благодаря аппликации ребенок лучше запоминает фигуры и расцветки, у детей формируется внимание и созидательный подход к процессу постижения мира. И, конечно же, аппликация благотворно влияет на мелкую моторику рук, подводит ребенка к обобщению формы и выражению при помощи силуэта.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, но в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком ее понимании.
Интересным и полезным для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, разрезали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Создавая в группе необходимую развивающуюся среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей получив поддержку и помощь родителей, мы научили детей работать с бросовым материалом, постарались привить интерес к природному материалу.
Применение крупе (фасоль, горох, рис, манка, гречка и т. д.) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.
Таким образом, при совершенствовании у детей ручной умелости развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучения (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.