Екатерина Михайловна Сиротина
Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.
Ни для кого не секрет, что «информационные технологии плотно вошли во все сферы нашей жизни». Кроме того, компьютерные технологии, по утверждению Т. А. Кажаловой, «широко используются и в дошкольных образовательных учреждениях».
Публикация «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством информационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современные дошкольники с удовольствием осваивают компьютеры не только на занятиях, но и дома. Как продолжает Т. А. Кажалова, «дошкольников привлекает и яркая графика, и возможность виртуально побегать, посоревноваться, ощутить себя в нереальной действительности и т. д».
Однако, отмечает коллектив авторов С. В. Захарова и М. М. Морозова, надо объяснить ребенку, что компьютер, появившийся дома, «не просто игровая приставка, но и обучающее устройство». К сожалению, родителям не всегда удобно проводить такие беседы ввиду тотальной занятости на работе или по причине бытовых проблем. В этом случае, считает О. В. Давыдова, «большое значение приобретает целенаправленная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения в обучении дошкольников навыкам работы на компьютере». При этом развивается не только общий кругозор дошкольников, но и «отдельные психические характеристики личности — внимание, усидчивость, память, логическое мышление и т. д».
Развитие математических представлений в дошкольном возрасте посредством информационных технологий, обусловлено новизной, сюрпризностью, проблемностью изучаемого материала, что позволяет поддерживать у дошкольников высокую познавательную активность, основанную на детской любознательности. ИКТ позволяет обеспечить все озвученное выше, но при создании определенных психолого-педагогических условий. К сожалению, отсутствуют четко сформулированные методические рекомендации по использованию ИКТ в процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Данное противоречие легло в основу формулировки проблемы исследования: каковы особенности использования информационных технологий в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у дошкольников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Могу с уверенностью утверждать что, на занятиях по математике в ДОУ в соответствии с ФГОС возможно применение разнообразных интерактивных методов, адаптированных педагогами. При этом, для реализации таких методов в дошкольном учреждении, необходимо создание условий, таких как вовлечение всех обучающихся в работу, обеспечение психологического настроя детей, систематичность. Анализируя опыт применения интерактивных методов обучения на занятиях в ДОУ, можно с уверенностью сказать, что это:
- дает возможность обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на занятии работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс;
- повысить эффективность занятия;
- формировать умения подлинно исследовательской деятельности.
Перед воспитателем старших групп стоит важная задача, он должен сформировать, развить и укрепить познавательный интерес старших дошкольников к математике. На помощь современным педагогом приходит множество приемов, способных повысить и удержать уровень познавательного интереса у детей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.