Елена Махмудова
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС. Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления.
Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современной жизни проблема развития математических способностей, формирование познавательного интереса издавна привлекала внимание известных педагогов, ученых таких как: А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие.
Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Работая с детьми, я обратила внимание, что многие дети допускали ошибки в счете, плохо ориентировались во времени, некоторые путали геометрические фигуры. Для того чтобы выявить насколько эффективны выбранные мною методы и приемы реализации основной программы я провела диагностику.
После проведения диагностики, я пришла к выводу, что используя дидактические игры в своей работе, смогу исправить пробелы знаний у детей.
Для последующей своей работы я решила найти пути решения данных проблем и поставила перед собой цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией;
• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• формирование простейших графических умений и навыков;
• формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение).
Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей. Я стремлюсь найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решаю вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям). Практика обучения показывает: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Мы - взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Занятие детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же в своей работе использую различные презентации («Забавные фигурки», «Конфетное вычитание», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд»).
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед нами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления.
В раннем возрасте ребё нок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) делать выводы; 10) доказывать и защищать идеи.
В своей педагогической работе я использую игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Я умею считать» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомятся с цифрами и математическими знаками, учатся решать простые, сравнивать количество предметов.
Знакомлю детей с миром геометрических фигур так же с помощью дидактических игр, которые использую как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Бусы», «Разложи в коробку». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
В своей работе я использую множество игр, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я подбираю игры, способствующие развитию пространственных ориентировок у детей. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким играм относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию игр «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую такие игры как : «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого».
При выборе игр предпочтение отдаю способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Используя дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
В работе с родителями запланировала консультации «Развитие математических способностей у старших дошкольников», «Учим детей логически мыслить»
В результате изучения темы будут сделаны выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (утренний прием, одевание, раздевание, завтрак, обед); игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.); образовательную деятельность, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание уделю индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений. Следовательно, работа охватит весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. Учение должно быть радостным! Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
И закончить хочу словами «Учиться можно только весело. … Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю Анатолю Франсу, но с ними трудно не согласиться.