Наталья Федорова
Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 6–7 лет
Осень. Осенние месяцы.
Деревья осенью.
1. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10, навыка счета на слух, навыка соотнесения числа и цифры; закрепление знаний о составе числа (числа 7, 8, 9); формирование умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно; совершенствование навыков распознавания геометрических фигур; совершенствование навыков ориентировки на плоскости; формирование умения называть месяцы осени (4, стр. 17).
Публикация «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; ознакомление со знаками «+», «=» и формирование умения пользоваться ими для записи решения задачи; упражнения в сравнении предметов по ширине; совершенствование умения использовать слова «шире», «уже»; совершенствование навыков распознавания геометрических фигур, ориентировки на плоскости (4, стр. 28).
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. 1. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10; совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами; ознакомление с математическими знаками «>» и «<»; формирование умения составлять математические выражения со знаками «>» и «<»; совершенствование навыков распознавания геометрических фигур; формирование графомоторных навыков; совершенствование навыков ориентировки на плоскости, измерения с помощью условной мерки и сравнение предметов по длине (4, стр. 36).
2. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; закрепление представлений о составе числа 10; формирование умения составлять и решать задачу, пользоваться знаками «+»и «=»; формирование умения измерять толщину предметов с помощью условной мерки и сравнивать предметы по толщине; совершенствование навыков ориентировки на плоскости (4, стр. 46).
Фрукты. Труд взрослых в садах. 1. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10;
формирование умения сравнивать множества способом установления взаимно однозначного соответствия; формирование умения составлять математические выражения со знаками «>» и «<», умения составлять условие и ставить вопрос задачи, пользоваться знаками «+»и «=»;
формирование сериации, как необходимого фактора понимания структуры числа; упражнение в сравнении людей по росту (по высоте); формирование умения сравнивать и классифицировать предметы одновременно по трем признакам; совершенствование навыков распознавания геометрических фигур; закрепление в речи названий геометрических фигур: круг, овал (4, стр. 52).
2. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами; формирование умения составлять математические выражения со знаками «>» и «<»; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться знаками «+»и «=»; закрепление знания состава чисел 7 и 8; формирование умения использовать условную мерку для измерения массы жидких тел (4, стр. 60).
Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. 1. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; упражнять в установлении взаимно однозначного соответствия, соотнесение числа и множества;
формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться знаками «-» и «=»; развитие конструктивных навыков; совершенствование навыков распознавания геометрических фигур; закрепление в речи названий геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, треугольник, четырехугольник; совершенствование навыков ориентировки на плоскости; закреплять умение измерять длину с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине; совершенствование временных представлений (времена года); закрепление в речи названий осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь (4, стр. 67).
2. Формирование умения считать предметы в разных направлениях; упражнять в установлении взаимно однозначного соответствия, соотнесение числа и множества; закрепление знаний цифр от 0 до 9; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу; совершенствование представлений о времени (дни недели);
развитие умения классифицировать объекты, находить объект по заданным свойствам (4, стр. 74).
Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. 1. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10; развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого натурального ряда в пределах 10; формировать умение считать двойками;
формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу, пользуясь математическими знаками; совершенствование временных представлений (части суток);
совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве (4, стр. 81).
2. Совершенствование вычислительных навыков; развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого натурального ряда в пределах 10; совершенствование временных представлений, навыков ориентировки на плоскости; закреплять умение измерять длину с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине (4, стр. 91).
Поздняя осень. Грибы, ягоды. 1. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10;
закреплять умение устанавливать взаимно однозначные соответствия; совершенствование навыка деления целого на 2,4,8 равных частей, умения правильно называть части целого, понимания того, что часть меньше целого, а целое больше части; формирование понятия о многоугольнике; упражнять в измерениях с помощью условной мерки и сравнении предметов по длине; формирование умения использовать условную мерку для измерения массы сыпучих тел (4, стр. 96).
2. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; установление взаимно однозначные соответствия; закрепление представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами; формирование умения называть числа в ряду в обратном порядке;
закрепление умения увеличивать или уменьшать число на один; закреплять представление о многоугольнике; формирование умения составлять план-карту; совершенствование умения ориентироваться на плоскости; закрепление умения использовать условную мерку для измерения массы жидких тел, для измерения высоты тел (4, стр. 104).
Домашние животные и их детеныши. Содержание
домашних животных. 1. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10;
формирование навыка счета двойками; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться знаками «+»и «=»; совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве (4, стр. 113).
2. Закрепление представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами; формирование умения называть числа в ряду в обратном порядке; закрепление умения увеличивать или уменьшать число на один; закрепление представлений о составе числа 8;
совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между сравниваемыми множествами; закрепление умения составлять математические выражения с математическими знаками «>» и «<»; совершенствование временных представлений (времена года, месяцы осени, навыков ориентировки в пространстве, навыка измерения жидких тел с помощью условной мерки; развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины мерки (4, стр. 121).
Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. 1. Совершенствование навыков счета на слух; формирование навыка счета двойками; совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур – куба, шара, цилиндра, конуса – и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины тел с помощью условной мерки; совершенствование временных представлений (дни недели, навыков ориентировки на плоскости (4, стр. 129).
2. Установление взаимно однозначные соответствия между множествами; совершенствование умения соотносить количество и число, навыков распознавания и преобразования геометрических фигур; закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник; совершенствование навыка измерения объема сыпучих тел с помощью условной мерки, навыков ориентировки в пространстве, временных представлений (сутки) (4, стр. 137).
Осенние одежда, обувь, головные уборы. 1. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10; формирование навыка счета двойками; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу; совершенствование навыка измерения длины тел с помощью условной мерки; совершенствование навыка ориентировки на плоскости; формирование временных представлений (времена года) (4, стр. 143).
2. Закрепление представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами;
совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10; закрепление знания состава числа; совершенствование навыка решения примеров, навыка распознавания геометрических фигур; закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; закрепление навыка составления орнамента из геометрических фигур по заданной схеме; совершенствование навыка измерения длины тел с помощью условной мерки, ориентировки в пространстве, временных представлений (4, стр. 150).
Зима. Зимние месяцы. 1. Закрепление представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами; продолжать формирование навыка счета двойками; закрепление знания состава числа; совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур – куба, шара, цилиндра, конуса – и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины тел с помощью условной мерки; совершенствование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу (4, стр. 143).
2. Совершенствование навыков количественного счета в пределах 10; совершенствование навыка измерения длины тел с помощью условной мерки; продолжать формирование понятия о многоугольнике; закрепление умения составлять математические выражения с математическими знаками «>» и «<»; закрепление представлений о составе чисел 6,7, 8; совершенствование навыка решения примеров и задач (4, стр. 121).
Зимующие птицы. Дикие животные зимой
. 1. Совершенствование навыка счета двойками; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи; совершенствование умения решать задачу, навыка конструирования построек из объемных геометрических фигур по схеме и описанию; формирование навыка ориентировки на плоскости (4, стр. 158).
2. Совершенствование навыков счета на слух, навыка количественного счета в пределах 10;
установление взаимно однозначные соответствия между множествами; совершенствование умения составлять математические выражения с математическими знаками «>» и «<»;
формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу;
совершенствование навыка измерения объема сыпучих тел с помощью условной мерки, навыков ориентировки в пространстве, представлений о смене времен года;
актуализация названий зимних месяцев (4, стр. 164).
Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. 1. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10; установление взаимно однозначные соответствия между множествами; совершенствование умения пользоваться математическими знаками «>» и «<»; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу; совершенствование навыка создания плоскостных изображений геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину, высоту, ширину предметов с помощью условной мерки; закрепление в речи прилагательных шире, ниже, короче, длиннее; совершенствование навыка ориентировки в пространстве (4, стр. 172).
2. Совершенствование навыков порядкового счета; формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия; совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков; совершенствование навыка ориентировки на плоскости, временных представлений (времена года, месяцы зимы и осени) (4, стр. 178).
Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. 1. Закрепление знания состава числа 10; формирование умения составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу; совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков, умения измерять, сравнивать объемы жидких тел с помощью условной мерки (4, стр. 186).
2. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10; совершенствование умения составлять математические выражения со знаками «>» и «<»;
формирование умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия; ознакомление с проекциями объемных геометрических форм; совершенствование навыка ориентировки в пространстве, временных представлений (дни недели) (4, стр. 192).
Новый год. 1. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10, умения установление взаимно однозначные соответствия между множествами, умения соотносить количество и число предметов; формирование умений составлять условие и ставить вопрос задачи, решать задачу; совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков, представлений о многоугольнике, умения измерять и сравнивать длину предмета с помощью линейки; формирование представления о сантиметре, как единице измерения длины предмета; совершенствование временных представлений (дни недели); совершенствование навыка ориентировки на плоскости (4, стр. 200).
2. Развитие навыков порядкового счета; совершенствование навыка распознавания геометрических фигур; формирование умения делить квадрат на равные части; закрепление представления о том, что часть меньше целого; ознакомление с проекциями конструкций из геометрических форм; формирование умения измерять высоту предметов с помощью линейки, представления о сантиметре, как единице измерения высоты предмета; совершенствование навыка ориентировки в пространстве (4, стр. 208).
3. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах 10, счета двойками, составления и решения задач, распознавания геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину предметов, умения сравнивать предметы по размеру в целом и располагать их в последовательности от самого маленького до самого большого, навыка ориентировки на плоскости (4, стр. 215).
Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР
(с 6 до 7лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.