Банщикова Марина
Развитие любознательности дошкольников посредством использования технологии детского экспериментирования на занятиях в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
Конспект НОД по экспериментированию
По теме: «Почему дует ветер?»
Участники: Дети средней возрастной группы
Форма: групповая
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи:
Обучающая:
Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – лёгкий; холодный опускается вниз – он тяжёлый, закрепить знания детей о воздухе.
Развивающая :
Развивать навыки проведения опытов.
Воспитывающая:
Публикация «Развитие любознательности дошкольников посредством использования технологии детского экспериментирования на занятиях в ДОО» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры.
Материал: художественное слово (загадки, стихи о ветре); дыхательная гимнастика; физкультура; игра, пакетики, стеклянный стакан, парусные кораблики, свечи, воздушные шарики.
Планируемый результат: у детей будут уточнены представления о свойствах воздуха, развиты навыки проведения опытов, сформированы основы экологической культуры.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся, что вы слышите? Дети: (ответы детей).
А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает ветерок, свежий, лёгкий. Слышите?
А может, мы с вами, превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо».
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами слушали ветерок, он побывал у нас в группе и принёс нам воздушный шарик. Давайте посмотрим, что там написано. (Воспитатель читает записку прикрепленную к шарику). Здесь загадка, внимательно её послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышат, чтобы шарик надувать, с нами рядом каждый час, но невидим он для нас.
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём опыты, как настоящие учёные. И для этого у нас есть лаборатория превращений воздуха.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? (ответы детей) Давайте сейчас с вами это проверим.
ОПЫТ № 1 «С ПАКЕТИКАМИ»
Воспитатель: Что у нас в мешочках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почему его называют невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня?
Дети: Стакан.
Воспитатель: А из чего он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите что-нибудь.
Дети: Да!
Воспитатель: Значит стакан, какой?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
ОПЫТ № 2 «СО СТАКАНОМ»
Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет.
Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?
Дети: (пузырьки)
Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет!
Воспитатель: (берёт салфетку). А с салфеткой видно?
Дети: Да!
Воспитатель: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой – что выходит изо рта? Дети: Пар.
Воспитатель: Давайте мы с вами покажем, как дышат наши носики.
Дыхательная гимнастика:
1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.
И. п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено; правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй делать длительный продолжительный вдох, как только вдох окончен, делать продолжительный выдох через нос (4 раза,
- то же упражнение с левой ноздрёй.
2. «Дыхание». Тихо. Тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.
И. п. – о. с. – медленный вдох через нос, задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот (2 раза).
3. «Воздушные шарики». А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер? (ответы детей)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ветер бывает разный: ураган, смерч, суховей, могут навредить людям, а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу. Над морями ветер мчится,
Паруса летят, как птицы.
И солёный, как каприз Называется он – (бриз).
Ветер сильный и могучий,
Он собрал над домом тучи,
Дождь стучит, как барабан,
Дирижёром – (ураган).
Если ветер жаром веет,
Он зовётся – (суховеем)
Гонит он песок и пыль
Гнёт к земле в степи ковыль.
Этот ветер, знать всем надо,
Называется – (торнадо) Захватил всех вихрем он Закрутил со всех сторон.
Элли в сказку он умчал
И внезапно замолчал.
Воспитатель: А вы хотите на несколько минут стать ветром?
ОПЫТ № 3 «С КОРАБЛИКАМИ»
Воспитатель: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается?
Дети: Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт?
Дети: Кораблик плывёт.
Воспитатель: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Дети: Начинается ветер и корабль может потерпеть крушение.
Воспитатель: А теперь возьмём веер и помашем им над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Значит ветер – это движение воздуха. Почему же воздух движется? Давайте проведём ещё один опыт.
ОПЫТ № 4 «СО СВЕЧЁЙ»
Воспитатель: Зажмём свечу и поставим её на подставку на стол. Поместим её в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?
Дети: Из лампового стекла идёт воздух.
Воспитатель: А теперь подержим под ламповым стеклом кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски. Что будет происходить?
Дети: Полоски отклонились вверх.
Воспитатель: Значит, воздух нагревается, и нагретый воздух поднимается вверх. Ребята, а как вы думаете, если мы приоткроем дверь, залетит ли к нам ветерок? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим.
Заключительная часть
Ясно теперь, кто подгоняет ветер, кто заставляет воздух летать с места на место? Не догадались? Тогда подскажу – это солнце. Оно греет землю не (равномерно) одинаково, всегда где-то холоднее. А если бы на Земле была одинаковая температура, то не было бы ни ветерка. Остановились бы тучи. Не было бы дождя, и началась бы засуха. Над городами повис бы дым от машин и заводов. Так, что плохая погода, это не так уж плохо. Ведь в это время далеко от нас другим ребятам весело светит солнце.
Воспитатель: А как мы можем определить, если на улице ветер?
Дети: По деревьям, с помощью ленточки, флюгера на доме, вертушки. Воспитатель: Молодцы ребята, мы узнали много интересного, давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?
Какой опыт тебе больше понравился?
За что ты можешь себя похвалить?
Воспитатель: Чтобы закрепить наши знания, я дарю вам вертушку и, выйдя на улицу, мы с вами будем определять, есть ли ветер на улице и как он дует.
Конструкт
Конспект НОД по экспериментированию
По теме: «Свойства песка».
Участники: Дети средней возрастной группы
Форма: групповая
Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
Обучающая:
Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы, через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка.
Развивающая :
Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающая:
Побудить интерес к познавательной деятельности.
Материал: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, мультимедиа – проектор, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Планируемый результат: у детей будут уточнены представления о свойствах песка, развиты навыки проведения опытов, сформировать навыки развития любознательности.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: отгадайте ребята загадки:
- Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,
И на нём поспать часок. Угадали что? – (песок)
- Из камней он появился, зё рнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый или светло-серый.
То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой? (песок)
- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)
- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.
Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок)
Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок, я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим.
Дети: о песке.
Основная часть
Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты.
Ребята, прежде чем приступить к работе в лаборатории, предлагаю вам посмотреть презентацию
«От песчинки к песку» (просмотр презентации)
После просмотра беседа с детьми.
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт № 2 «Песок в воде»
Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.
Ход эксперимента : в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.
Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 3 «Песчаный конус»
Материал: сухой песок.
Ход эксперимента:
Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт№4 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики.
Что же произошло с фигурками, когда песок высох?
Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек. Что происходит, видны ли отпечатки?
Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки.
Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след.
Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Песочные сказки» (рисование на песке)
Беседа с детьми по просмотренному видеофильму.
Вывод: песком можно рисовать.
Предлагаю детям рисование песком «Песочная страна»
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход эксперимента:
Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Заключительная часть
Песок состоит из песчинок.
Песчинки имеют разную форму, размер.
Песок может двигаться.
Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.
Песком можно рисовать.