Яна Гридина
Развитие логического мышления у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь человека можно образно представить в виде беспрерывной цепочки практических задач, требующих немедленного или отсроченного решения. Умение мыслить логически — это умение оптимальным способом решить поставленную задачу. Чем лучше оно развито, тем успешнее складывается жизнь. Применительно к детям это означает, что ребёнок с развитым логическим мышлением лучше учится, быстрее социализируется, легче переносит неудачи.
Публикация «Развитие логического мышления у детей» размещена в разделах
Развитие мышления происходит в три этапа. В период раннего детства основной вид мышления — наглядно-действенное: дети устанавливают связи между предметами, манипулируя ими. Условно говоря, малыш думает, пока что-то делает. Вот почему в этом возрасте очень важны пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши и т. п. С их помощью усваиваются простейшие представления о форме и о сходстве-различии.
От наглядно-действенного мышления дети переходят к наглядно-образному: теперь им не обязательно нужны сами предметы, чтобы установить связи между ними, — достаточно их образов, изображений, заменителей. Этот этап развития мышления продолжается до старшего дошкольного возраста, когда формируется словесно-логическое, или абстрактное мышление, которое и становится ведущим на всю жизнь.
Таким образом, основное внимание надо сосредоточить на развитии тех умений, которые помогут быстрее перейти на уровень словесно-логического мышления. К ним относятся:
• умение обобщать предметы по признакам и находить отличия между ними;
• умение сравнивать и классифицировать предметы;
• умение устанавливать взаимосвязь предметов.
Важно помнить, что дошкольники могут научиться чему-то только в игре. Поэтому превращайте в игру даже бытовые действия. Например, уборка игрушек замечательно подходит для классификации предметов: можно расставить машинки по величине, можно отдельно посадить мишек, а отдельно — кукол, рассортировать сегодня по цвету, а завтра — по размеру. Вообще классификации поддаётся всё в доме и на улице: пуговицы, кастрюли, обувь, машины, собаки, деревья… Кстати, незаметно ребенок усвоит простейший счёт.
Второй способ развития логического мышления — специальные логические игры: головоломки, танграм, игры Воскобовича, Никитиных, палочки Кюизенера, кубики с картинками, пазлы, мозаика и другие. Крайне необходимо соблюдать последовательность в переходе от простого к сложному и не подгонять ребёнка. Категорически нельзя смеяться над ним или сердиться, если что-то не получается. Если ваш малыш покажется вам бестолковым, попробуйте-ка сами сложить кубик Рубика.
Третий способ, который позволяет включить в процесс развития логики также речь, — это разнообразные действия с сюжетными картинками. Их можно раскладывать в прямом и обратном порядке, перемешивать, убирать одну, добавлять из других сюжетов. Пусть ребёнок объясняет свои действия, вспоминает события сказки или придумывает короткие рассказы. Для этого достаточно всего двух картинок.
Экспериментирование — великолепный способ развития мышления: он позволяет устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Почему снег превращается в воду, а вода — в пар? Что произойдёт с сахаром или мукой, если к ним добавить воды? Что тонет, а что нет? Игры с водой, песком, воздухом — вот самые простые эксперименты.
Наконец, детям очень нравятся словесные логические игры. К ним относятся загадки и так называемые «нелепицы»: в простенький рассказ взрослый включает элементы несоответствия, а ребёнок должен их заметить и «поправить» рассказчика, объяснив, в чём ошибка. Не надо перегружать сюжет. Например, достаточно будет сказать, что папа с рыбалки привёз щуку, карасей и кита.
Это самые простые способы развития логического мышления. Заботливые родители без труда придумают ещё много игр.
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
• Если два больше одного, то один. (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая. (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает.».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким?
- Что бывает красным (белым, желтым?
- Что бывает длинным (коротким?