Приложение МААМ

Развитие лексического строя речи

Игнатенко Светлана
Развитие лексического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Лексика - это совокупность всех слов данного языка.

По мнению О. А. Алфёровой обогащение словаря ребёнка происходит одновременно с расширением кругозора, знакомства с новыми предметами. Познание окружающего мира происходит через общение со взрослыми.

Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значения, умение пользоваться им в конкретной ситуации. Большое значение имеет обогащение словаря ребёнка, так как с его взрослением обогащается жизненный опыт, возрастает общение с окружающими его людьми. Ограниченное владение словарным запасом приводит к непониманию значения многих слов, трудностям в общении, неврозам.

Публикация «Развитие лексического строя речи» размещена в разделах

Методы и приёмы обогащения речи :

- разным образом поставленные вопросы в будущем, прошедшем, настоящем времени,

- чтение детской литературы,

- прогулки, экскурсии,

- наблюдение и описание (предметы, явления природы,

- дидактические игры (словесные, настольно-печатные, игры с предметами.

Игры с тематическими карточками

Найди и покажи, съедобное – несъедобное, цвета-форма, овощи-фрукты, счёт, похожи-непохожи. (вопросы – ответы).

Попробуй угадай (смотрим на карточку, не показывая её малышу. Описываем её, просим угадать, что на картинке).

Кто что ест?

Одень маму (нарисуем изображение человечка и предложим малышу выбрать одежду для мамы, папы, из карточек).

Что общее? (необходимо найти общий признак предмета, животные, транспорт, овощи и т. п).

Повадки животных (просим малыша показать, как ходят животные).

Что лишнее? (в каждый тематический комплект положим по одному «лишнему» предмету, попросим малыша отыскать его).

Особое внимание уделяем чтению книг

Рекомендации по чтению

Читаем 10 – 20 мин несколько раз в день, перед сном, на прогулке (в перерыве на отдых после активной игры, в свободное время.

Читаем короткие сказки (между героями происходят взаимоотношения, события, происходящие одно за другим) небольшие стихотворения, загадки. Сопровождаем чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Используем любовь ребёнка к повторениям, читаем одно и тоже несколько раз. Предоставляем ребёнку возможность договаривать слова, фразы при повторном чтении знакомых стихотворений («Муха цокотуха», «Тараканище» К. Чуковского). Учим стихи, потешки, на прогулке, на качелях, в дороге.

Формирование целостной картины мира

Учим названия города проживания, улицы номер дома (для хорошо говорящих детей)

Рассказываем ребёнку о своей семьи, семейных традициях, праздниках.

Познакомить с обобщающим понятием «посуда», умение находить сходство и различие между предметами посуды.

Познакомить с обобщающим понятием «мебель», умение находить сходство и различие между предметами мебели, сравнивать, находить существенные признаки.

Учим различать и называть предметы одежды.

Познакомить с обобщающим понятием «транспорт», умение находить сходство и различие между транспортом, знакомим ребёнка с видами транспорта.

Даём элементарные представления о дорожном движении, сигналах светофора.

Закрепляем знания о частях тела и функциях организма, о том, что надо беречь своё здоровье и для чего.

Даём элементарные представления о правилах безопасности в быту.

Формировать осознание своей гендерной принадлежности

Рассказываем какие бывают профессии, и как они важны для людей.

Рассказываем ребёнку о предметном окружении, в квартире, названия комнат, для чего предназначены.

Знакомим ребёнка с изменениями в природе, разнообразием животного мира, средой обитания животных, видами растений и деревьев.

Знакомим ребёнка со свойствами материалов.

Развиваем ребёнку речь, пополняем словарный запас

Игра «Дорожки»

Малыш сам выбирает и ведёт вас по дорожке, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. По длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой. На перекрёстках, задаем вопросы, какая дорога пересекает, широкая или узкая? Может они одинаковые?

Игра «Что будет если»? Причина и следствие

Задаё м малышу вопрос: Что будет если пойдёт дождь?

Отвечаем: Мы намокнем, дождь польёт деревья и цветы, помоет улицы и т. п,.

Выглянет солнышко? Наступит ночь? Включим свет? Сломается светофор? Заиграет музыка? Вопросы задаём друг другу по очереди. Помогаем ребёнку с ответами.

Игра «Солнышко-тучка»

Предлагаем ребёнку поиграть в игру, один игрок солнышко, другой тучка. Тучка сочиняет грустную историю: «Шёл зайка в гости к белочке, вдруг поднялся ветер, тучки налетели, дождик пошёл, а зайка зонтик забыл». А солнышко исправляет ситуацию, помогает зайчику, продолжает рассказ: «Белочка, побежала навстречу зайчику и спрятала его от дождя под свой зонтик». Тучка: «Зонтик у белочки сломался». Солнышко: «А зайчик его починил и т. п.».

Игра «Что из чего состоит»?

Играем в игру, загадываем друг другу, предмет и по очереди отвечаем из чего он состоит. (Машина, стол, дом, столб, и т. п.) Малышу задаём вопросы, после ознакомления его с этими предметами.

Игра «Я знаю»

Называем по очереди, названия, имен, городов, животных, растений, цветов и т. п. можно называть сразу по 2, 3, названия.

Игра «Что общего»?

Спрашиваем: «У карандаша и ручки? (стержень, птицы и самолёта? (крылья, рыбы и рака? (живут в воде, лимона и банана (жёлтые) и т. п.».

Игра «Кто кем был раньше»?

Бабушка-малышом, кошка-котёнком, курица-цыплёнком, корова-телёнком, лягушка-головастиком, дождик-облаком, цветочек-семенем, и т. п.

Назови ласково

Цветок-цветочек, мама-мамочка, кошка-кошечка и т. п.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Играем с малышом, называем съедобное, просим его сделать два хлопка в ладоши, несъедобное, один. Играем поочерёдно, пока кто-то не допустит ошибку. Подыгрываем ребёнку, (при ошибке, говорим: «Я съела туфель, смеёмся и наоборот) играем весело.

Игра «Синонимы-антонимы»

Называем малышу синоним, назвать ассоциацию, затем антоним. Играем поочерёдно. Сладкий (сахар)-горький (перец, горячий-холодный, весёлый-грустный и т. п.

Игра «Признак предмета»

Называем малышу название овощей, ребёнок определяет, что это (овощи,

Платье, свитер, брюки, (вещи) и т. п

Игра «Кто что ест? Где живёт»?

Загадываем друг другу название животных, отвечаем на вопросы. Допускаем ошибки, малыш исправляет нас. Хвалим малыша.

Игра «Отгадай слово»

Загадываем предмет и описываем его, ребёнок старается определить, что это. Меняемся местами.

Например, «Он круглый и прыгает, (мяч)».

Игра «Что лишнее»?

Называем транспорт и овощ, вещи и птицу, зимние вещи и летнюю, игрушки и инструмент. Малыш исключает лишнюю.

Игра «Бывает-не бывает»

Предлагаем ребенку поиграть в игру «Бывает - не бывает». Собака умеет летать, машина умеет вязать? (Какая) В Кастрюле стираем? Из чашек пьём молоко? Папа ходит на работу на руках? Задаём вопросы по очереди, игра очень весёлая, малыши с удовольствием играют в неё. Выбираем смешные вопросы, весело отвечая на них.

Игра «На кого похожи»

Наблюдаем за облаками. Фантазируем вместе с малышом, придумываем истории, вспоминаем сюжеты сказок, ассоциации по сходству: животные, предметы, формы.

Учим стишки, песенки

Рассказываем стишок, напеваем песенку, просим повторить строчку, другую. Если ребёнку сложно, проговариваем, напеваем строчку кроме последнего слова, останавливаемся. Даём возможность ребёнку продолжить стишок

Проговариваем:

Шёл по лесу… (гномик, решил построить… (домик,

А домик не… (простой, волшебный он… (лесной).

Будут жить в нём… (зверушки, и добрые… (игрушки).

Игнатенко Светлана

Поэт

Детям нравится что-то сочинять, рифмовать, придумывать слова. Предлагаем ребенку придумывать рифмы на слова. Например: «гном-лом», «гора-нора», «оса-роса», «огурец-ларец» и т. п. игра доставит вам с ребёнком огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т. д. ;

что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т. д. ; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т. д. ; что делает медицинская сестра? — водитель —. и т. д.

Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью

наводящих вопросов).

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности

и называет, какие игрушки он расставил.

Лексико-грамматический строй речи

Игра «Чей? Чья?»

На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня

игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которыенаходятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.

Дети достают игрушки из коробки.

— Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)

— Этот слон чей? (Этот слон мой.)

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

. холодная — жаркая,

. хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия «Я

начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что) —. ;

школьники идут с портфелями (куда) —. ;

листья на деревьях стали (какими) —. ;

цветы на клумбах (что сделали) —. ;

птицы улетают (куда) —. ;

звери делают на зиму (что) —. ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и

огородах (что) —.

Построение монолога «Расскажи об осени по плану» :

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея

короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и

красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный,

прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.

Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами.

Хорошо поет.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6—8 лет)

Ласточка — щебечет,

грач — кричит «гра»,

соловей — заливается, свистит, щелкает,

кукушка — кукует,

журавль — курлычет,

жаворонок — звенит.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица

(кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, грач

(грач).

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

1) кто это;

2) какая это птица (перелетная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения : длина ног, шеи,__

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис —.

(мелкий, перец внутри пустой, а морковь —. (полная, помидор мягкий, а

огурец —. (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т. д.

Морковь, свеклу, репу, редис —. (дергают).

Огурцы, помидоры, горох —. (срывают).

Капусту —. (срезают).

Картофель —. (выкапывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);

Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Гусь — гогочет,

утка — крякает,

курица — кудахчет,

петух — кукарекает,

цыпленок — пищит,

индюк — балаболит.

Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка — курица, петух;

у индюшонка — индюшка, индюк;

у утенка — утка, селезень;

у гусенка — гусыня, гусак.

Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый,

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца);

корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

Выбор соответствующего понятия «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением.

Например: черепаха двигается медленнее.)

Построение монолога «Опиши любого зверя по плану» :

1) название;

2) где живет (Север, жаркие страны.);

3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т. п.);

4) жилище (берлога, нора, дупло.);

5) повадки;

6) как добывает корм;

7) как защищается;

8) чем питается;

9) кто является его врагом;

10) как называются его детеныши.

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» (детям 5—8 лет)

Для людей — жилой дом,

для машин — гараж,

для собак — конура, будка,

для коней — конюшня,

для свиней — свинарник,

для коров — коровник,

для птиц — скворечник, гнездо,

для кур — курятник и т. д.

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6—8 лет)

Высокий — низкий,

далекий — близкий,

быстрый — медленный,

громкий — тихий,

широкий — узкий,

толстый — тонкий,

красивый — страшный,

большой — маленький,

новый — старый,

белый — черный.

Построение монолога «Опиши свой дом»

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки,

перила, окна и т. д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах

мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»

а) односложные слова: дом, пол — 1 раз;

б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза;

в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, лестница, перила, антенна,

ступеньки — 3 раза;

г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт,

звонок, крыша, труба.

Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи «Беседа по теме»

Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы

находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)

Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»

Почему головные уборы так называются? Для чего нужны головные уборы? Какие вы знаете головные уборы? Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью. Из чего делают головные уборы?

Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови»

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье);

ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром (бутерброд);

лошадиное молоко (кумыс).

Поиск соответствующего понятия и развитие монологической речи «Составь рассказ по плану»

Что это? К какому виду относится этот продукт питания? Как он попал на наш стол? Как

называется отдел магазина, в котором продается этот продукт питания? Что из него можноприготовить? Где его можно хранить?

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем) -— думаем;

ушами. — слушаем;

глазами. — смотрим;

носом. — дышим, нюхаем;

ртом. — едим, пьем, говорим;

руками. — берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами. — ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь

(варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть».

«Задрать нос». «Голову повесить».

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий —

высокий, глупый — умный, широкий — узкий, детский —

взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать,

длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый,

черный — белый, говорить — молчать.

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой, что делает?»

Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная,

умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка —. ;

дедушка —. ;

папа —. ;

брат —. ;

сестра —.

Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (детям от 6 лет) :

1) сколько в семье человек;

2) с кем живет ребенок (если неполная семья);

3) как зовут родителей (имя, отчество);

4) кем работают родители;

5) сколько лет брату (сестре);

6) в каком классе учится брат (сестра);

7) какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая.).

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Длинная линейка — короткая линейка,

острый карандаш — тупой карандаш,

толстая книга — тонкая книга,

высокий мальчик — невысокий мальчик.

Классификация «Четвертый лишний»

Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла); ручка, ластик, прыгалки, подставка

(прыгалки); кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).

Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»

Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом ской"»

Транспорт — городской транспорт, квартира — городская квартира,

дома —. , парк —. , улицы —. , театр —. ,

почта —. , здание —. , школа —. , площади —

. , вокзал —. , жители —.

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Город Москва (какой) — большой, красивый, главный, благоустроенный, величавый,

чистый. ;улица (какая) —длинная, широкая, чистая, красивая. .

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Эта улица узкая, а эта. (широкая,

эта дорога длинная, а эта. (короткая,

город -

квартира-

эта речка мелкая, а эта. (глубокая,

эта школа близкая, а эта. (далекая,

эта тропинка прямая, а эта. (кривая,

этот дуб молодой, а этот. (старенький,

этот путь далекий, а этот. (близкий,

этот мост высокий, а этот. (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

Эти машины делают в Москве, и называются они. («москвичами»). Почти каждый, кто

приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой. (театр). Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая. (деревня).

В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и большой улице. (Арбат). В Париже самый знаменитый музей называется Лувр, а в Москве — Третьяковская. (галерея). Это красивое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского проспекта и называется Триумфальная. (арка). Самый большой стадион в Москве называется. («Лужники»).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты свой город?» (детям 6—8 лет)

1. Как называется город, в котором ты живешь?

2. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

3. Что означает слово «столица»? (Главный город.)

4. Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)

5. Москва — столица чего? (Нашей страны, России.)

6. Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез

дами, они вечером зажигаются.)

7. Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе

ством башен.)

8. Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)

9. В нашей столице много памятников, красивых старинных и

современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па

мятник А. С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол

горукому, Успенский собор.)

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию» (детям от 6 лет)

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Кто красит стены? (Маляр.)

Кто ухаживает за птицами? (Птичница).

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто играет на рояле? (Пианист.)

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту.

Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

Построение монолога «Опиши профессию по плану» :

1) название профессии;

2) какие инструменты нужны для работы по этой профессии;

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?» (детям от 6 лет)

Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк. ,

десантник.

пулеметчик.

Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»

Самолет и вертолет; танк и бронетранспортер; катер и подводная

лодка.

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить

— молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, рано —

поздно, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться —

плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало,

закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло

— темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох —

выдох; зло — добро.

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений

3. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет. Каро, 2011.

4. Лозовская М. Учим грамматику. Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2011.

5. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., Просвещение, 1981.

7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Владос, 2010.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексического строя речи
Опубликовано: 24 августа 2023 в 23:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Игнатенко Светлана (УИ 942424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД