Алевтина Шиленок
Развитие культуры общения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Владение элементами культуры общения, такие как: умение приветствовать, прощаться, выразить благодарность, во все времена высоко ценилось в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств.
Нередко педагог- психолог может услышать от воспитателей и огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета. Как помочь молодым мамам и папам воспитать малыша и на что следует обратить внимание самому педагогу?
Публикация «Развитие культуры общения детей раннего возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил обращения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.
Поэтому важно помнить, что ребенок пока маленькая, но тоже личность которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна.
Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей. Время предъявляет новые требования к методам воспитания. Особенно это актуально в связи утверждением федеральных государственных требований. Поскольку одним из планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольников является сформированность универсально учебных действий и их предпосылок. В разработанной единой системе мониторинга, одним из компонентов коммуникативной готовности к школе является культура общения. Где, планируется, что на этапе определения готовности к школе ребенок уже полностью владеет навыками культуры : умеет приветствовать, прощаться, высказать просьбу, благодарность, извинение.
Понимая это, родители и педагоги, если видят пробелы в воспитании, пытаются преподать ускоренный курс обучения, навыкам культурного общения, наталкиваясь на раздражение и неповиновение ребенка. Воспитание культуры общения, не требует отлагательств.
Необходимо понимать своего ребенка, причины, по которым он может отказываться от добрых, «волшебных» слов и дел:
Ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, извиняться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия или извинения. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.
Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения. (Он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет).
Может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять родителям и разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться и прощаться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость.
Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители — самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию. Безусловно, учить ребенка здороваться и прощаться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо.
Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета:
Не надо устраивать громких скандалов по отводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только ухудшат ситуацию.
Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: «Как же научить ребенка культуре общения?» Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности, гостеприимства, отзывчивости. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости, должны, в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому «дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители и педагоги могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть не-вежливыми. Правы родители, когда строят свое общение с ребенком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения.
Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра. Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «До свидания!» не только общепринятая форма общения, но и имеют эмоциональное наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию «Доброе утро!» для них — это действительно, радость, улыбка и добро. И если с утра взрослые хмурые и недовольные, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания — от убеждения до наказания — оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
Существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.
Личный пример. Каждый день родители, взрослые, воспитатели здороваются, прощаются, выражают просьбу, друг с другом легко, непринужденно и с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что это являет-ся нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.
Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу, выражают просьбу, извиняются. Так же, через создание условий проявления и развития детской игры, зарождаются и формируются универсальные учебные действия и их предпосылки в дошкольном возрасте.
Чтение. Для детей раннего возраста рекомендуем произведение следующих авторов: «Репка», «Два жадных медвежонка» А. Барто «Зайка», «Медвежонок невежа», С. Маршак «Как вести себя», К. Ушинский «Умей подождать», Н. Стеценко «Апельсинка» и др. После прочтения обязательно побеседуйте с ребенком, объясните, как важно соблюдать правила культурного поведения. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: «Так принято, все так делают!» Расскажите, что через добрые поступки мы передаем людям любовь и хорошее настроение. Или придумайте сами сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?» (извиняться, выражать просьбу, благодарность, сочувствовать) Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не проявить навыки культурного общения, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», «До свидания!», «Извините», «Пожалуйста». Ярко опишите эмоции обделенного человека. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители и педагоги, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию взрослых и так приобретают жизненный опыт. Фразы «Мне понравилось, как ты поздоровался с.» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и культурным человеком.
Литература:
1. Осипова О. А. Настольная книга психолога ДОУ: программа мониторинга психического и личностного развития детей дошкольного возраста. – Томск, 2011.
2. Лавреньтьева Г. П. Культура общения дошкольников. – К. 1995.
3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Владос, 1995.
4. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. –М. 1989.