Лучший педагог года

Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры

Ирина Жаворонкова
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры
▼ Скачать + Заказать документы

Охрана и укрепление здоровья детей, воспитание их культуры поведения – одна из важнейших задач нашего времени. Для получения положительных результатов потребуется множество условий и действий слаженной работы медиков, педагогов и родителей. М. И. Калинин утверждал: «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека».

Важную роль в формировании и осознании ребенком самого себя, играют культурно-гигиеническое обучение и воспитание:

Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры» размещена в разделах

укрепление и сохранение здоровья детей неразрывно связаны с их гигиеническим обучением, систематическим применением и усовершенствованием их гигиенических навыков. В процессе гигиенического обучения у детей необходимо сформировать и закрепить следующие навыки личной гигиены :

• умывание после дневного сна и после каждого загрязнения;

• мытье рук с мылом перед едой и после каждого загрязнения;

• мытье ног пред дневным сном, после прогулки в жаркое время года;

• полоскание полости рта после еды, использование зубной щетки для обработки полости рта перед сном;

• пользование расческой;

• использование носового платка по мере необходимости.

воспитание культуры поведения путем обучения и выполнения правил соответствующих нормам поведения, установленных в обществе. Формирование осознанного отношения к нормам человеческих взаимоотношений, соблюдение которых проявляется уважением к окружающим;

развитие доступной для ребенка трудовой деятельности – самообслуживания (умывание, расчесывание, одевание и другие). Формирование гармоничного отношения к своему труду и к труду других людей. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется сила воли, стремление довести дело до конца. Ребенок, оценивая результаты своего труда, сравнивая с результатами других детей, делает соответствующие выводы, у ребенка развивается самооценка и анализ действия. Он стремится к более качественному и быстрому выполнению заданий. «Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредствам самодеятельности» - утверждал А. Диетервег.

Формирование характера человека «Самая важная часть воспитания – образование характера» - провозглашал К. Д. Ушинский. Навык ставший потребностью – это привычка. Навыки как и привычки, объединяясь между собой, переходят в черты характера. Навыки умывания, причесывания, одевания и другие, объединяясь между собой перерастают в привычку быть аккуратным лично, а также в своих делах и деятельности, уважительно относиться к труду других людей, приучают ребенка к чистоте и порядку; Формируют у ребенка основы эстетического вкуса, развивая его самооцену к своему внешнему виду в процессе обращения изменений на его внешний вид, сравнивая его с другими детьми, делая ненавязчивые выводы. Таким образом у ребенка формируется критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Сформированные навыки и привычки расширяют границы самостоятельности и активности ребенка. «Привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру» - провозглашал В. М. Бехтерев.

Важное место в гигиеническом обучении и воспитании занимает дошкольное учреждение. По мнению Крупской Н. К. : «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.».

Ученые В. И. Молчанов, Г. Н. Спиранский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие внесли значительный вклад в культурно-гигиеническое воспитание детей. Опираясь на данные их исследований, обучение культурно-гигиеническим правилам и навыкам, скорректировано с программой по воспитанию и осуществляются в каждой группе в течении всего периода посещения детского сада, т. к. для усвоения правил гигиены и закрепления основных культурно - гигиенических навыков дошкольникам необходимо уделить немало времени и создать необходимые условия.

Условия успешного формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников :

рационально организованная обстановка (просторное, чистое помещение с необходимым инвентарем);

создание положительно эмоционального фона;

постоянство условий назначения и места, необходимые ему в течение дня вещи. Необходимо четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок и уборки и хранения;

обучение и усвоение правил личной гигиены. Необходимо, показывая и объясняя порядок действия при выполнении гигиенической процедуры, разъяснить значение данного навыка для ребенка и других детей, информировать о последствиях при не выполнении данной процедуры. Воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам;

создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению и другим навыкам способствует формированию первого вида трудовой деятельности – самообслуживанию.

соблюдение четкого распорядка дня. Режим дня предусматривает ежедневное четкое систематическое повторение гигиенических процедур, что способствует формированию культурно-гигиенических навыков, с последующим переходом в стойкие привычки. Соблюдение режима дня способствует всестороннему развитию детей, благодаря использованию каждого режимного момента для решения и усвоения поставленных задач, приучает ребенка к планомерности своих действий, воспитывает у детей организованность и дисциплинированность;

руководство взрослых. Разъяснение и показ упражнений, контроль за их выполнением и поощерение при достижении заданной цели. Личный пример т. к. дети наблюдательны и склонны к подражанию, взрослые должны быть эталоном культурно-гигиенического воспитания, подавая тем самым пример своим воспитанникам и их родителям;

согласованность в действиях и требованиях детского учреждения и семьи. В единстве семьи и дошкольного учреждения – залог гармоничного культурно-гигиенического развития детей.

В основе дошкольной педагогики – формы мышления, которые определяют характер и способ деятельности в процессе обучения. К данным формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а главными методами обучения являются наглядный, словесный, игровой и практический методы, которые включают в себя показ, объяснение, выполнение упражнения, используя при этом художественное слово фольклора, книг, иллюстраций, инсценировки стимуляция ребенка поощерением, настроить на положительные эмоции. Усова А. П. отмечала воспитательное влияние игр: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум работает живо и энергично, действия организованны». Сухомлинский В. А. в своих трудах писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактические игры, игровые приемы и задачи вносят разнообразие в процесс обучения, повышая тем самым восприимчивость и занимательность детей. В процессе игры дети раскрываются, преодолевая состояние неловкости и неуверенности в себе. Формируя культурно-гигиенические навыки, дидактические игры развивают стремление делать все сообща, укрепляют социальные чувства и эмоции.

При формировании необходимых навыков и обогащении культурно – гигиеническими знаниями, в процессе повседневной работы с детьми, цель воспитателя довести их выполнение до автоматизма, чтобы их применение стало естественным и с возрастом совершенствовалось. Э. Хабборд правозглашал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 18:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жаворонкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД