Ирина Жаворонкова
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры
Охрана и укрепление здоровья детей, воспитание их культуры поведения – одна из важнейших задач нашего времени. Для получения положительных результатов потребуется множество условий и действий слаженной работы медиков, педагогов и родителей. М. И. Калинин утверждал: «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека».
Важную роль в формировании и осознании ребенком самого себя, играют культурно-гигиеническое обучение и воспитание:
Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
укрепление и сохранение здоровья детей неразрывно связаны с их гигиеническим обучением, систематическим применением и усовершенствованием их гигиенических навыков. В процессе гигиенического обучения у детей необходимо сформировать и закрепить следующие навыки личной гигиены :
• умывание после дневного сна и после каждого загрязнения;
• мытье рук с мылом перед едой и после каждого загрязнения;
• мытье ног пред дневным сном, после прогулки в жаркое время года;
• полоскание полости рта после еды, использование зубной щетки для обработки полости рта перед сном;
• пользование расческой;
• использование носового платка по мере необходимости.
воспитание культуры поведения путем обучения и выполнения правил соответствующих нормам поведения, установленных в обществе. Формирование осознанного отношения к нормам человеческих взаимоотношений, соблюдение которых проявляется уважением к окружающим;
развитие доступной для ребенка трудовой деятельности – самообслуживания (умывание, расчесывание, одевание и другие). Формирование гармоничного отношения к своему труду и к труду других людей. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется сила воли, стремление довести дело до конца. Ребенок, оценивая результаты своего труда, сравнивая с результатами других детей, делает соответствующие выводы, у ребенка развивается самооценка и анализ действия. Он стремится к более качественному и быстрому выполнению заданий. «Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредствам самодеятельности» - утверждал А. Диетервег.
Формирование характера человека «Самая важная часть воспитания – образование характера» - провозглашал К. Д. Ушинский. Навык ставший потребностью – это привычка. Навыки как и привычки, объединяясь между собой, переходят в черты характера. Навыки умывания, причесывания, одевания и другие, объединяясь между собой перерастают в привычку быть аккуратным лично, а также в своих делах и деятельности, уважительно относиться к труду других людей, приучают ребенка к чистоте и порядку; Формируют у ребенка основы эстетического вкуса, развивая его самооцену к своему внешнему виду в процессе обращения изменений на его внешний вид, сравнивая его с другими детьми, делая ненавязчивые выводы. Таким образом у ребенка формируется критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Сформированные навыки и привычки расширяют границы самостоятельности и активности ребенка. «Привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру» - провозглашал В. М. Бехтерев.
Важное место в гигиеническом обучении и воспитании занимает дошкольное учреждение. По мнению Крупской Н. К. : «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.».
Ученые В. И. Молчанов, Г. Н. Спиранский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие внесли значительный вклад в культурно-гигиеническое воспитание детей. Опираясь на данные их исследований, обучение культурно-гигиеническим правилам и навыкам, скорректировано с программой по воспитанию и осуществляются в каждой группе в течении всего периода посещения детского сада, т. к. для усвоения правил гигиены и закрепления основных культурно - гигиенических навыков дошкольникам необходимо уделить немало времени и создать необходимые условия.
Условия успешного формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников :
рационально организованная обстановка (просторное, чистое помещение с необходимым инвентарем);
создание положительно эмоционального фона;
постоянство условий назначения и места, необходимые ему в течение дня вещи. Необходимо четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок и уборки и хранения;
обучение и усвоение правил личной гигиены. Необходимо, показывая и объясняя порядок действия при выполнении гигиенической процедуры, разъяснить значение данного навыка для ребенка и других детей, информировать о последствиях при не выполнении данной процедуры. Воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам;
создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению и другим навыкам способствует формированию первого вида трудовой деятельности – самообслуживанию.
соблюдение четкого распорядка дня. Режим дня предусматривает ежедневное четкое систематическое повторение гигиенических процедур, что способствует формированию культурно-гигиенических навыков, с последующим переходом в стойкие привычки. Соблюдение режима дня способствует всестороннему развитию детей, благодаря использованию каждого режимного момента для решения и усвоения поставленных задач, приучает ребенка к планомерности своих действий, воспитывает у детей организованность и дисциплинированность;
руководство взрослых. Разъяснение и показ упражнений, контроль за их выполнением и поощерение при достижении заданной цели. Личный пример т. к. дети наблюдательны и склонны к подражанию, взрослые должны быть эталоном культурно-гигиенического воспитания, подавая тем самым пример своим воспитанникам и их родителям;
согласованность в действиях и требованиях детского учреждения и семьи. В единстве семьи и дошкольного учреждения – залог гармоничного культурно-гигиенического развития детей.
В основе дошкольной педагогики – формы мышления, которые определяют характер и способ деятельности в процессе обучения. К данным формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а главными методами обучения являются наглядный, словесный, игровой и практический методы, которые включают в себя показ, объяснение, выполнение упражнения, используя при этом художественное слово фольклора, книг, иллюстраций, инсценировки стимуляция ребенка поощерением, настроить на положительные эмоции. Усова А. П. отмечала воспитательное влияние игр: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум работает живо и энергично, действия организованны». Сухомлинский В. А. в своих трудах писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактические игры, игровые приемы и задачи вносят разнообразие в процесс обучения, повышая тем самым восприимчивость и занимательность детей. В процессе игры дети раскрываются, преодолевая состояние неловкости и неуверенности в себе. Формируя культурно-гигиенические навыки, дидактические игры развивают стремление делать все сообща, укрепляют социальные чувства и эмоции.
При формировании необходимых навыков и обогащении культурно – гигиеническими знаниями, в процессе повседневной работы с детьми, цель воспитателя довести их выполнение до автоматизма, чтобы их применение стало естественным и с возрастом совершенствовалось. Э. Хабборд правозглашал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».