Любунь Анна
Развитие культурно-гигиенических навыков средней группы путем образовательной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Развитие культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию навыков самообслуживания. Приобщение дошкольников к формированию навыков культурно-гигиенических навыков - это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию детей культурно- гигиенических навыков. Культурно –гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли.
Публикация «Развитие культурно-гигиенических навыков средней группы путем образовательной ситуации» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Цель:
-Развивать у детей культурно гигиенические навыки ;
-Побуждать детей к самостоятельному их выполнению, объединить родителей в единую деятельность по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Научить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой.
-Научить детей мыть руки перед едой, по мере загрязнения, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
-Умение снимать и надевать одежду и обувь при небольшой помощи воспитателя;
Планируемые результаты:
В своей работе мы используем образовательные ситуации, организуя их мы решаем ряд задач по формированию КГН.
В игровых ситуациях используются персонажи знакомые детям- яркие и выразительные (Хрюша, Степаша, Машенька, Ванечка, и Мойдодыр).
Наши герои вживаются в образ группы, а некоторые из них встречают нас каждый день, так умывальную комнату мы называем «Комната Мойдодыра»,где ребят приветствует Мойдодыра.
При умывании мы идём к нему в гости.
Так при закреплении навыков умывания, в первой половине дня, использую игровую ситуацию
«УМОЕМ ХРЮШУ»
Создаётся проблемная ситуация. Приходит грязный Хрюша.
Дети вспоминают потешки, поговорки, слова из прочитанных произведений.
«Ах, ты грязный, ах ты гадкий не умытый поросёнок»
Задают вопросы. Почему ты такой грязный?
Ответы Хрюши (не знаю, пробовал потереть не получается и пальчиком, и без воды ни как)
Дети (мы тебя научим, жестами показывают как надо умываться).
Приглашают в «комнату Мойдодыра» (умываются стоя друг за другом) умываясь приговаривают
«водичка, водичка умой моё личико» «помоги немножко- вымой мне ладошки»
«глазки мы промыли, полотенцем утирались, на себя мы любовались»
Умывают Хрюшу, игрушка на протяжении нескольких дней, присутствует при умывании детей.
Для того, чтобы усовершенствовать навык детей правильно мыть руки, мы используем игровой приём «НАУЧИМ ХРЮШУ МЫТЬ РУКИ»,
Нашли мешочек, в нём жидкое мыло.
Мыло бывает не только твёрдое, но и жидким
Оно хорошо пенится, если развести водой.
Мы с ребятами учим Хрюшу хорошо делать «волшебные перчатки», смывать их водой и вытирать полотенцем на сухо.
Т. о. у детей усовершенствуется этот навык. Ребята с удовольствием делают перчатки и моют руки пребывая в отличном настроении
Так же в этой ситуации можно использовать игровое упражнение «Помоги Хрюше выбрать предметы для умывания»
Для формирования навыков культуры еды -перед обедом я рассказываю детям,что мы будем кушать, в этом мне помогают Степаша и Хрюша.
Пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и вилку, не проливать еду, есть аккуратно.
В процессе одевания и раздевания куклы Ванечка и Машенька помогают в ситуации расстёгивания и застёгивания пуговиц, молний.
В проблемных ситуациях дети их учат как делать правильно.
После прогулки я ввела ситуацию, когда Машенька и Ванечка проверяют как дети сложили вещи в шкафчик.
Мальчики и девочки сами исполняют роль персонажей и зовут тех, у кого беспорядок в шкафчике.
В средней группе мы приучаем детей помогать мл. воспитателю, при сервировке стола, уносить за собой посуду. Для организации ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить около себя.
Достаточно эмоционального обращения к детям.
Необычная позиция взрослого «Играет с игрушками»- привлекает детей своими действиями.
В работе с родителями благодаря нашим персонажам, решаются вопросы как довести до совершенства утерянный навык своего ребёнка индивидуально
Описание предметно- пространственной среды :Созданы условия реализации образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. РППС оборудована с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Все элементы среды связаны между собой по содержанию художественному решению. Мебель подобрана по росту и возрасту детей. Предметно – развивающая среда группы способствует развитию у детей познавательного интереса. Окружающая обстановка безопасна для детей, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Пространства группы предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Принцип позволяет возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды группы : детская мебель, мягких модулей. Наличие в группе различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек, периодическая сменяемость игрового материала, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей, подчинена принципу вариативности. в нашей группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально - положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.
Взаимодействия с родителями:Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. . Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Самыми распространё нными методами работы с родителями являются:
· Наглядная информация для родителей
· Беседы с родителями
· Родительские собрания
Вывод: Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.