юлия камалова
Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Публикация «Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Упражнения для крупной моторики укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию движений. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве у детей развиваются двигательные навыки, так же моторика : грубая (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкая (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие крупной моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности.
Задача педагога воспитать у детей потребность в движении. Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появится шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то, что было упущено в детском возрасте.
Развивать крупную моторику мы начинаем с первой младшей группы. Уже в этом возрасте мы начинаем проводить подвижные игры сначала индивидуально, потом в подгруппе по 2-3 человека. В этом возрасте развиваются основные движения (ходьба, ползанье и лазанье, катание и бросание мяча).
Во - второй младшей группе, мы продолжаем развивать умение детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учим выразительности движений, умению передавать простые движения некоторых персонажей (попрыгать как зайчик, поклевать зернышки как цыплята и т. д.). В возрасте 3-4 лет мы начинаем вводить игры с правилами со сменой видов движений.
В средней группе продолжаем развивать крупную моторику в играх с мячами, скакалками, обручами.
В старшей группе дети уже сами выбирают подвижные игры по своему вкусу и интересам. Устраивают элементарные соревнования (кто быстрее пробежит, дальше прыгнет).
В подготовительной группе дети придумывают варианты игр, комбинируют движения, проявляя творческие способности. Развиваем интерес к спорту – спортивным играм и упражнениям (бадминтон, баскетбол, футбол).
В своей деятельности, я использую много игр.
Мы проводим их не только на прогулке, но и в группе. Это физкультминутки и игры малой подвижности.
Я бы хотела провести несколько игр, которые помогают детям стать более скоординированными, развивают гибкость и пластичность, развивают устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда заряжают хорошим настроением.
Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.
1. «Хомка»
Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)
Полосатенький бочок (потираем бока)
Хомка раненько встает (встаем)
Щечки моет, шейку трет (руками двигаем не задевая лица)
Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)
И выходит на зарядк. (идем по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять – (руки сгибаем ладошками достаем до плечей)
Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)
Ручками похлопает (хлопают руками)
Ножками потопает (топают ногами)
Крепко свой бочок потрет (трут бока)
И опять гулять пойдет (идем по кругу)
2. «Гуси- гуси га-га-га» (Подвижная игра)
В начале игры мелом или палочкой очерчивается «гусятник» — дом, в котором живут гуси и где их ждет хозяин.
На другой стороне площадки очерерчивается «поле» — туда гуси уходят гулять.
Между «гусятником» и «полем» рисуется круг — «логово», там будет жить волк.
Далее с помощью считалочки выбирается волк (если ребят много, волков может быть несколько) и хозяин гусей. Остальные становятся гусями.
При игре со взрослыми роль хозяина обычно берет на себя взрослый, он же является ведущим игры.
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите же домой!
— Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику ребенка, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности ребенка