Анна Тимофеева
Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время среди педагогов отмечается повышенный интерес к различным педагогическим технологиям. Ведь в ходе образовательного процесса важно не только дать ребенку определенные, готовые знания, но и научить его самостоятельно их добывать, умению использовать полученную информацию в повседневной жизни.
Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик и технологий, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным в плане мыслительной и критической деятельности ребенок придёт в школу - тем успешнее, будет для него начало школьного периода.
Публикация «Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для достижения современных образовательных целей нам необходимо выбрать наиболее эффективные развивающие технологии, одной из которых является технология развития критического мышления. О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.
Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом положительной творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту собственной жизнедеятельности дошкольников.
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трё х этапов:
*Первая этап - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний). Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Данный этап позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома
*Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Этот этап позволяет дошкольнику :
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача этапа «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время этапа «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
*Третий этап – «рефлексия» - размышление.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Приёмы развития критического мышления, которые можно использовать на разных этапах занятия с дошкольниками :
1. Прием «Верные и неверные утверждения» ( этапы: «Вызов» и «Рефлексия»)
Необходимо заранее подготовить утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть как верными, так и неверными. Детям раздают листочки с таблицей, состоящей из 2 строк и столбцов, количество которых соответствует количеству утверждений. Такая таблица дается каждому ребенку. В верхней строке расставлены цифры по порядку. В начале занятия после объявления темы, предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что.». Воспитатель читает утверждения, а дети, если считают, что утверждение верное, ставят под цифрой, соответствующей номеру утверждения плюс, если не верное - минус. В конце занятия идет проверка. Снова читаются те же утверждения, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Затем можно спросить детей изменилось ли их мнение относительно какого либо утверждения. Если в конце занятия по отношению к каждому утверждению будет поставлен правильный знак - материал детьми усвоен. Пример:
Тема – волшебное электричество
- Ребята, давайте с вами поиграем, у вас таблички, сверху цифры, а внизу пустые клетки. Если вы со мной согласны, то ставьте плюс, если нет - минус.
Верите ли вы, что
1. Электрический ток течет только по проводам.
2. Электрический ток вырабатывается только на электростанции.
3. У у нас в саду нет электроприборов.
5. Поезд бывает транспорт, который движется с помощью электричества
2 Приём «Кластер» (гроздь) – (второй и третий этап)
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие, относящееся к пройденной теме. Последующие слова (картинки) логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.
3 Приём «Кубик» - (второй и третий этап) хорошо применим к темам о предметном мире.
Каждая сторона кубика содержит вопрос:
• Картинка изображаемого предмета. Что это?
• На что похоже?
• Форма, величина, цвет
• Как это делают?
• Для чего используют?
• За и против (положительное и отрицательное)
4. Шесть шляп мышления - (этап «Осмысление»)
Дети надевают разноцветные шляпы. По очереди те, на ком одеты шляпы, высказывают свои мысли.
На пример тема домашние животные
Синяя шляпа. Синюю шляпу одевает воспитатель в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего объяснять, нужно просто высказать своё отношение к обсуждаемому объекту. (Я люблю животных, они смешные и т. д.) Желтая шляпа. Ребёнок, на котором жёлтая шляпа старается найти достоинства и преимущества обсуждаемого объекта. (Чем они полезны для природы и человека)
Черная шляпа. Черная шляпа - это критика и оценка, она указывает на недостатки, проблемы т трудностьи, которые могут возникнуть, что-то может не получиться. (Проблемы – надо заготавливать или покупать корм)
Зеленая шляпа. Зеленая шляпа - это творчество (вспомнить песни, стихи, сказки об обсуждаемом объекте)
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Здесь излагаем только конкретные факты об обсуждаемом объекте
5. Прием «Прогнозирование» (Этап «Вызов»)
С помощью этого приёма мы можем активизировать представления детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. На пример, Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». – Ребята, как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете из рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
6. «Перемешанные события» (Этап «Вызов»)
Детям перед прочтением сказки или рассказа, предлагается разложить картинки по сюжету произведения в том порядке, который они считают последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагается исправить последовательность картинок.
Можно перемешать картинки с последовательностью какого либо процесса. На пример «Как хлеб к нам на стол попадает?» и т. д.
7. Приём «Чтение с остановками»
Воспитатель предварительно делит текст на смысловые части. Читает первую часть и предлагает детям поразмышлять что будет дальше., или обсудить уже прочитанное, Так читается всё произведение. При разбивке текста, педагог должен учитывать, что остановки должны быть в тех местах, где описывается какая то проблемная ситуация.
8. Приём «Корзина идей» (Этап «Вызов», «Рефлексия»)
Данный приём предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по конкретной теме. Этот прием накапливает знания. Его хорошо применять при реализации календарного планирования. В начале недели детям предлагаем положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. (Например. Тема фрукты. Дети складывают в корзину всё, что считают фруктами и картинки, связанные с ними). В течение недели дети узнают что-то новое и корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы разбираем содержимое корзины и подводим итоги.
Надо отметить, что для эффективности обучения, очень важно педагогам научиться правильно выбирать технологические приемы, удачно их комбинировать, встраивать в формат традиционных форм занятий.