Оксана Елшина
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в непростое время. Каждый день происходит масса событий, на нас падает большой объем информации. Зачастую сложно отличить правду от лжи, трудно ответить на вопрос почему все случилось так, как случилось и совсем непонятно, как нужно себя вести в сложившейся ситуации.
В нашей стране появилось множество мошенников, которые обманывают и малых и старых. Люди перестают доверять друг другу. И более уязвимыми являются дети, ведь зачастую они безоговорочно верят взрослым и выполняют их просьбы.
Темочки:
Почему так происходит и что делать? Как же научить детей не попасть на уловки мошенников? Здесь очень уместна поговорка «Доверяй, но проверяй». Я считаю, что начиная с дошкольного возраста нужно развивать у детей критическое мышление. Критическое мышление – это умение анализировать информацию и делать обоснованные выводы, т. е. способность ставить под сомнение любую информацию.
Совсем необязательно проводить отдельную, специализированную образовательную деятельность, вполне достаточно будет периодически включать в занятия некоторые приемы, ведь это достаточно просто внедрить и использовать.
1. Необходимо развивать умение выделять главную мысль.
Чтобы анализировать информацию, делать выводы и составлять своё мнение, важно научиться выделять главную мысль. Чтобы понять, какая информация главная, а какая — уточняющая, нужно задать себе вопросы: «что сообщает мне текст, о чём я узнал», «что хотел сказать автор, какие эмоции он хотел выразить», «какие факты он перечислил и можно ли их проверить». Чтобы научить ребёнка отличать главную информацию от второстепенной, прочтите вместе с ним отрывок книги. Выбирайте такой, в котором много уточнений и деталей.
2. Развивать умение отделять мнение от факта.
Говорите детям, что информация может основываться на факте или на мнении. Нужно научиться их различать, чтобы принимать решения.
Факт — это что-то конкретное и проверяемое. Например: «На улице идёт снег», а вот фраза «Таня говорит, что окрошка невкусная» — это мнение. Причём, это пересказ — мы не знаем, что на самом деле сказала Таня и правда ли она не любит окрошку. Но даже если это так, это не значит, что окрошка кажется невкусной и другим людям. Спросите ребёнка, что он может сделать, чтобы проверить это мнение? Он может поговорить с Таней лично и узнать, как она относится к окрошке. А после этого можно попробовать окрошку, чтобы составить собственное мнение о ее вкусе.
3. Объяснять, что у всего есть причина и следствие.
Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение, действие. Следствие — это то, что произошло. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить её можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?». Приучайте детей отслеживать причинно-следственные связи даже в бытовых моментах. Привычка видеть взаимосвязь вещей помогает проникать в мотивы поступков и учит ответственно относиться к своим решениям и поступкам. Кстати, для наглядности можно даже первое время вести табличку, где в левой колонке будут причины, а в правой следствия.
4. Рассказывайте, что у одной ситуации может быть много решений
Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях. Вы можете ходить в детский сад разными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок. Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных. Потому, что у него уже будет привычка продумывать все варианты и оценивать навскидку их эффективность.
5. Показывайте пример
Дети воспроизводят поведение родителей и воспитателей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самим.
Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы, поощряйте вопросы ребёнка.
Упражнения, развивающие критическое мышление у детей.
1. Правда или нет? Покажите ребё нку две картинки: обычную и с явным фотошопом (например, с радужными помидорами или летающим бегемотом). Предложите отличить правду от вымысла и попросите порассуждать, почему изображение с фотошопом — это ложь?
2. Аргументы за и против. Пусть ребёнок докажет или оспорит какое-нибудь суждение. Например: «В токийском зоопарке крокодила научили ездить на велосипеде». Попросите его выдвинуть все аргументы за и против. Здесь не так важно, правильно ли он ответит или нет. Важнее — как он рассуждает и какие доводы приводит.
3. Двусмысленные фразы. Напишите фразу, которую можно трактовать двояко, и предложите ребёнку указать оба возможных смысла. Например: «По дороге зайди в магазин и купи гвоздики».
4. При каких условиях утверждение ложно? Это важное упражнение учит обращать внимание на нюансы. Например, предложите ребёнку подумать, при каких условиях ложны утверждения «Самолёт быстрее машины» или «Дерево осенью сбрасывает листву».