Мартынова Марина
Развитие критического мышления на уроках математики в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования города Пензы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Пензы
научно-практическая конференция
педагогических работников города Пензы
Развитие критического мышления на уроках математики
Выполнила: Мартынова Марина Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20
Пенза, 2024 г.
Содержание
Введение
I Основная часть
Темочки:
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.1. Проблема развития критического мышления в современной психолого-педагогической науке
1.2. Методы и приемы формирования критического мышления младших школьников на уроках математики (из опыта работы).
II Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Современный этап научного знания характеризуется возросшим интересом к проблеме критического мышления, обусловленным ее ролью в развитии личности, общества и государства. Сложившаяся ситуация в обществе такова, что человеку приходится быстро меняться, постоянно расти и развиваться, чтобы быть востребованным. Критичность мышления позволяет человеку находить верные пути решения проблем и не только в учебе. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Развивает умение работать с информацией, учит разностороннему и объективному мышлению.
В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Здесь же особый акцент делается на улучшение качества мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Поэтому, на сегодняшний день, актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с развитием критического мышления у младших школьников.
Математика – наука точная. И если критическое мышление младших школьников легче развивать на уроках чтения, письма, то возможно ли развитие критического мышления на уроках математики? И как это повлияет на общий процесс развития школьников?
Как же сделать так, чтобы с возрастом способность к критическому мышлению не только не снижалась, а возрастала? Можно предположить, что эту способность нужно развивать, начиная с младшего школьного возраста и делать это системно, на каждом уроке и внеурочной деятельности.
Может ли систематическая работа на уроках математики способствовать развитию критического мышления у младших школьников? Данной проблеме и посвящена работа.
Цель работы: определить наиболее эффективные приемы для развития критического мышления младших школьников в учебном процессе на уроках математики.
Объект исследования: критическое мышление младшего школьника.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития критичности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: если на уроках математики вести систематическую работу, с использованием определенных приемов и упражнений, направленных на развитие критичности, то она будет способствовать развитию невербального критического мышления младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Изучить приемы, которые можно использовать на уроках математики для повышения уровня критичности младших школьников.
3. Подобрать систему заданий, способствующих развитию критического мышления на уроках математики.
4. Опытным путем определить, способствует ли системная работа на уроках математики повышению уровня критического мышления.
I. Основная часть
1.1. Проблема развития критического мышления в современной психолого-педагогической науке.
В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять нал процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, расширять знания, внедрять в жизнь свои идеи, принимать правильные и обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
В процессе преподавания математики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:
различие уровня знаний и умений школьников по математике;
поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий.
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России.
Многие ученые, такие как Дайана Халперн, Герхард Фоллмер, Карл Поппер, Ричард У. Поль, Скотт Плаус, Л. С. Выготский
и др. по-разному подходят к проблеме критичности. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Признаки критичности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, способность оценки и принятию решений и др.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т. е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Выделяют следующие параметры критического мышления :
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация.
Критичность часто приравнивается к творческому потенциалу, под которым понимается «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».
Оптимальным для развития критического мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой – видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала и сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности.
Таким образом, проявление критического мышления человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных, критичность людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития критичности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие критических способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок, и, в первую очередь, влиянию семейных отношений. Для развития критичности необходима не регламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности, а развивающая среда, в которой могли бы формироваться не только определенные умения и навыки, но и критические способности. Одним из социально-педагогических условий развития критического мышления является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие критичности.
Исследователи доказали, что в определенных условиях люди, раньше никак не проявляющие свои творческие силы, внезапно обнаруживают их. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы поставить ребенка в такие условия, чтобы он не боялся проявлять свои способности.
1.2. Методы и приемы формирования критического мышления младших школьников на уроках математики (из опыта работы).
В течение последних двенадцати лет, которые работаю в школе, я на каждом уроке математики применяю методы и приемы, способствующие формированию критического мышления у младших школьников.
Приемы формирования критичности, которые я использую в своей работе и, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны, являются следующие:
1. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни учу детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы, и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках использую таблицу :
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто.
что.
когда.
может.
будет.
мог ли. согласны ли вы.
дайте объяснение, почему.
почему вы думаете.
почему вы считаете.
в чем разница.
предположите, что будет, если.
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока : на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
при размышлении – демонстрация пройденного.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ’’умные’’ вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
2. Прием «Составление кластера». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка, когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т. е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления
3. Прием "Кубик". Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик" :
позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается)
3. Проассоциируй это. (Что это напоминает)
4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит)
5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т. п.
4. Приём «Синквейн». Стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
5.«Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.
6.«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрирую события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и, придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.
7. «Корзина» идей, понятий, имен.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся провожу на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Наиболее продуктивной на уроках математики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
II. Практическая часть.
На базе МБОУ СОШ № 20, в параллели 4 классов (52 человека, поступивших в 2020 году в первый класс, я провела исследование по методике Г. В. Репкиной, Е. В. Заика для выявления уровня сформированности учебной деятельности. Основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением ученика на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома, а также на данных теста, опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств, получены следующие данные:
Диаграмма 1 – Уровень сформированности учебной деятельности учащихся 4 «А» класса Диаграмма 2 – Уровень сформированности учебной деятельности учащихся 4 «В» класса
Высокий уровень сформированности учебной деятельности – 8 человек (32%, средний уровень- 15 человек (60 %, низкий уровень - 1 человек (4%). Высокий уровень сформированности учебной деятельности – 4 человека (16%, средний уровень- 15 человек (60 %, низкий уровень- 5 человек (20%).
Исследование мыслительной деятельности осуществляла с помощью не менее 7–8 методик (вербальных и невербальных). Такое количество необходимо для получения наиболее объективной информации о мыслительной деятельности испытуемых.
Диаграмма 3 – Уровень мыслительной деятельности учащихся 4 «А» класса Диаграмма 4 – Уровень мыслительной деятельности учащихся 4 «В» класса
Высокий уровень мыслительной деятельности – 8 человек (32%, средний уровень- 12 человек (48%, низкий уровень- 4 человека(16%).
Высокий уровень мыслительной деятельности имеют 2 человека (8%, средний уровень– 11 человек (44%, низкий уровень- 11 человек(39%).
На сравнительной диаграмме видно, что в целом, в 4 «В» классе самый низкий уровень развития критического мышления.
На протяжении 2022-2023 учебного года в 4 «В» целенаправленно применяла задания и методики, направленные на развитие критического мышления на уроках математики. Я выбрала именно этот урок, так как, на других уроках, мы в той или иной степени чаще используем задания, способствующие развитию критического мышления младшего школьника. Этому способствует содержание учебных программ. А вот математика, как точная наука, не в полной мере реализует данный компонент.
На протяжении всего третьего класса и первого полугодия четвертого класса, я целенаправленно и систематически на каждом уроке математики использовала приемы и методы, направленные на развитие критического мышления.
Творческие задания – рисунки, сочинение математических рассказов, сказок, стихотворений, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов. Этот вид работы очень полезен и эффективен, т. к. способствует развитию целого комплекса качеств творческой, критически мыслящей личности : умственной активности; быстрой обучаемости; стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решения задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях; положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.
Особую роль на уроках отводила нестандартным задачам и способам нахождения их решения. Кроме того, дети сами искали различные нестандартные задачи, и мы их разбирали в классе.
Временной промежуток на уроке для работы по данной проблеме был различным, это могло быть 5-7 минут на этапе актуализации знаний, а могло занимать и 20 минут, если использовался на этапе закрепления или решения проблемной ситуации.
Формы работы тоже использую различные. Это и групповая работа на уроке, индивидуальная (как в классе, так и дома).
После проведенной работы на уроках математики, способствующей формированию критического мышления у младших школьников, в конце 1 полугодия 2023 года я вновь выявила уровень развития критического мышления у тех же учащихся, но уже 4 классов, в количестве 52 человек. Данные показаны в диаграммах.
Диаграмма 5 - Уровень мыслительной деятельности учащихся 4 «А» класса Диаграмма 6 - Уровень мыслительной деятельности учащихся 4 «В» класса
Высокий уровень показали 9 человек (36%, средний уровень – 16 человек (64%, 1 человек остался с низкими показателями (4%) В 4 «В» классе высокий уровень показали 11 человек (44%, средний уровень – 9 человек (32%, 4 человека остались с низкими показателями (16%).
В 4 «В» классе высокий уровень показали 11 человек (44%, средний уровень – 9 человек (32%, 4 человека остались с низкими показателями (16%).
Положительная динамика роста критического мышления наблюдается в каждом классе. Но, как видно из диаграмм, развитие критичности в 4 «В» классе выше.
Таким образом, можно сделать вывод. Систематическая работа по развитию критичности даже на определенном уроке, приводит к её повышению. Кроме того, это можно наблюдать и на других предметах, когда дети не боятся нестандартных заданий, а наоборот, пытаются критически мыслить и искать разные пути решения проблемы.
Я буду продолжать работать над развитием критического мышления у учащихся, стремиться к тому, чтобы каждый выпускник моего класса соответствовал новым образовательным стандартам.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов:
1. Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования, я раскрыла вопрос, что есть понятие – критическое мышление; рассмотрела проблему развития критического мышления; изучила условия формирования и средства развития критического мышления.
2. Опытно – экспериментальная работа доказала, что педагогические условия, способствующие развитию критического мышления младших школьников на уроках математики, оказались эффективными и состоят в следующем:
Включение в процесс обучения нестандартных задач;
Организация поисковой деятельности учащихся при работе над задачами;
Использование дидактической игры как средства развития творческого мышления младшего школьника;
Применение занимательного материала на уроках;
Сочетание фронтальной работы над текстовыми задачами с индивидуальной и групповой.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Дети экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом : разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают.
Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Творчеству и критичности можно и нужно учить.
Стандарты нового поколения ставят перед школой задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и креативного мышления.
Формирование критического мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
Список литературы
1. Артемов А. К. Приемы организации развивающего обучения. /А. К. Артемов. // Начальная школа. -1995-№3-с. 35-39.
2. Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская. // Начальная школа. -1996-№9-с. 72.
3. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов. / И. В. Винникова. // Начальная школа. - 2002 - № 3 - С. 25 - 27.
4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
5. Критическое мышление : технология развития : Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
6. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления. / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик. // Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 40 - 45.
7. Горина О. П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике. / О. П. Горина. // Начальная школа. – 2002. - №5 – с. 109-111.
8. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 2008. – 125с.
9. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2010. – 432с.
10. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся. / З. Новак. // Вопросы психологии. – 2015. - №3 – с. 21-24.
11. Савенков А. И. Маленький исследователь. / А. И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 269с.