Олеся Тимкова
Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В нашем детском саду на этом сделан особый акцент, отведено определенное время в сетке деятельности.
Публикация «Развитие креативных способностей как основа самореализации дошкольника» размещена в разделах
У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно его можно назвать ''зернышком'', а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту (рисунку, т. е. творческие способности уравниваются с художественными способностями. Но это не правильно.
Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Для развития творчества необходимо: учитывать индивидуальные различия; выявлять отстающих или одаренных детей; создавать благоприятные условия для развития ( наличие демонстрационного материала: экспозиционных, видео, аудио и др.). Важно и то, что педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.
В работе по данной проблеме было выявлено несколько существенных противоречий.
Первое – это противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.
Второе противоречие – это противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности
индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения.
Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.
Уважительное отношение педагога к сложному внутреннему миру маленького человека создает благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет, открыто высказывать свои впечатления, переживания.
В связи с вышесказанным основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности являются следующие задачи:
1. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.
2. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.
3. Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.
Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при создании такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом для творчества ( например: незаконченные изображения предметов, фоновые листы, штампы узорного типа). Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность. Предметная среда организована так, чтобы сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. В то же время размещение, оформление предметной среды позволяет удовлетворить возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в каждой группе детского сада оборудованы уголки изобразительной деятельности, которые пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Обеспечение чувства психологической защищенности – доверия к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений должно быть средством развития личности, а не цели.
В ознакомлении с изобразительным искусством главное:
- сформировать интерес к разным видам изобразительного искусства, когда дети определяются в своих предпочтениях (портрет, пейзаж, натюрморт, народно-художественные промыслы);
- заложить основы эстетически грамотной личности;
- обеспечить инициативность в данной деятельности, умение вести поисковую работу (коллекционировать открытки, марки, журналы, иллюстрации по искусству, собирать свои собственные рисунки, посещать художественные выставки);
- развить эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;
- сформировать самостоятельность суждений.
Показателями в успешном освоение изобразительной деятельности детьми являются: сформированный интерес и потребность к данной деятельности. Ребенок умеет использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, композицию и др., доброжелательно относится к творчеству других, ориентируется в различных изобразительных материалах, имеет собственные предпочтения в способах творческого самовыражения, у него развиты механизмы изображения предметов и явлений. Дети знакомы с различными цветами, оттенками, способами их получения, могут применять свои знания и умения в самостоятельной художественной деятельности, проявляют творчество, оригинальность в разных видах изобразительной деятельности. Такие результаты возможны при систематической работе, основанной на поддержке индивидуальности, творчества каждого ребенка.
Опыт нашей работы показал, что для дальнейшего развития творческих способностей требуется дифференцированный подход к разным категориям детей.
В процессе работы было выявлено три типа детей по уровню развития креативности :
- высокий уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, ориентируются на создание нового рисунка, используют разнообразные материалы и техники;
- средний уровень: дети, которые принимают творческие задания, самостоятельно их выполняют, но не ориентированы на создание нового и выдают стандартные изображения;
- низкий уровень: дети, которые принимают творческие задания, но не самостоятельны, обращаются за помощью к взрослому, ориентированы на других детей, могут копировать рисунок у рядом сидящего ребенка.
Здесь важна система работы, как со всеми детьми, так и с теми которые имеют опережающее развитие. Конечно, для самих детей не должно быть противопоставления «одаренного» (значит «хорошего») и «неодаренного» (значит, «так себе») ребенка. Каждому ребенку даем возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое должно быть для детей совершенно естественным.
В занятиях по изобразительной деятельности предпочтение отдаем подгрупповой форме проведения занятий, которая позволяет осуществлять индивидуальный подход в освоении изобразительной деятельности. Учитывая то, что творчество детей невозможно без исполнительства, необходимо проводить работу по формированию умений и навыков, развитию ручной умелости, освоению новых способов работы с изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, сангина, мелки, тушь и т. д.
Проводим занятия на развития воображения, где технической стороне уже не уделяется специальное внимание. Она может даже, напротив, «игнорироваться». Такие занятия, по сути, являются игрой с изобразительными материалами, в результате которой появляется рисунок. По результатам занятий проводится индивидуальная работа с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания. Эта работа в основном направлена на закрепление пройденной ранее темы.
На занятиях по изотворчеству, которые посещают дети, имеющие опережающее развитие в области изобразительной деятельности, проводимые два раза в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут, можно отследить систему работы с одаренными детьми. Дети с выдающимися способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.
Для детей очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. Поэтому мы организуем выставки: индивидуальные, тематические, групповые.
Но самым главным в работе являются не отдельные эффективные методы и даже не их система, а особое качество общения ребенка и взрослого, особая атмосфера взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.
Важно так построить учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания, реализовывались и выращивались.