Любовь Костикова
Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью
▼ Скачать +Заказ
Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью
Детство – пора удивительная и уникальная. По мнению множества педагогов и специалистов по психологии, как раз в детском возрасте происходит закладка базовой культуры личности человека. На современном рубеже одной из более весомых и актуальных задач в системе воспитания и образования в дошкольных организациях является формирование и развитие творческой личности. Одним из основных направлений развития ребенка является художественно – эстетическое, в которое входит образовательная часть «Художественное творчество». Это направление включает в себя как развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности, так и приобщение ребят к искусству. Учитывая особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории ребят, педагоги используют в образовательном процессе формы и методы работы, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Наше образовательное учреждение посещают ребята с нарушениями речи, ЗПР. Построение образовательного процесса должно строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. [3] Педагоги поддерживают положительные, доброжелательные от ношения ребят друг к другу; поощряют инициативу и самостоятельность ребят в любом виде деятельности. В результате ребята приобретают уверенность, становятся раскрепощенными в творчестве. Ведь жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, а это требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.
Публикация «Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Маленький ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, не обладает возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словами. речью ребенка становится рисунок. Поэтому важно предоставить ему свободу действий, богатый выбор изобразительных материалов и многообразие художественных техник.
В работе с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы используем различные формы организации изобразительной работы ребят :
• непосредственно образовательную деятельность (в соответствии с комплексно-тематическим планированием);
• индивидуальную работу (проводится с ребятами, слабо усвоившими материал, и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности);
• самостоятельную художественную деятельность ребят (дидактические игры, рассматривание альбомов, работа в творческой мастерской с возможностью самостоятельного выбора художественного материала);
• взаимодействие с семьями воспитанников. Проводим консультации, собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, организовываем их участие в художественных выставках. Устраиваем экскурсии в музеи, образовательные прогулки. Очень важным в нашей работе являются совместные с родителями домашние задания эстетической направленности, например, коллекционирование игрушек. Используем современные информационные технологии для проведения виртуальных экскурсий и посещений музеев.
• досуг и развлечения художественно-творческой направленности.
Чем насыщеннее по содержанию жизнь ребят, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисования осуществляется поэтапно. На первом этапе ребятам сообщается информация о том, как называется данный вид техники, материал, и как им надо пользоваться, (информационно – рецептивный метод). Репродуктивный метод используется на втором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционных техниках, но и упражняется в использовании всевозможных материалов во время образовательной деятельности с различной тематикой. Частично-поисковый и исследовательский методы применяются на третьем этапе, когда образовательная деятельность творческой тематики обеспечивает ребятам возможность включиться в поисковую деятельность, самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои замыслы на основе полученных знаний. Тематика деятельности разнообразна : «Мое любимое дерево», «Зимняя сказка». Закономерно, что при выборе методов и приемов учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребят. [1]
В своей работе мы используем следующие нетрадиционные техники рисования:
• Рисование свечой (воском);
• Оттиск пробкой, поролоном, сырым картофелем, смятой бумагой;
• Кляксография;
• Набрызг и рисование зубной щеткой;
• Рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками;
• Граттаж;
• Рисование солью и песком;
• Раздувание красок с помощью соломинок;
• Рисование точками «Пуантилизм»;
• Монотипия;
• Рисование по мокрой бумаге;
• Витраж.
Демонстрируя новый материал, педагог предлагает ребятам в течении некоторого времени рассмотреть работы различной тематики, выполненные в данной технике. [2] Это прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка, подводит к пониманию того, что при использовании именно этой техники достигается выразительность образов. Показ способов изображения осуществляется только при знакомстве с наиболее трудными техниками. Например, «граттаж» сначала знакомим дошкольников с возможностью использования нетрадиционных техник, для выполнения отдельных изображений, так для выполнения фонов для рисунков (например, «монотипия», «набрызг»). В самостоятельной художественной деятельности ребята чаще сочетают традиционные техники рисования с нетрадиционными, которые они используют как одно из средств выразительности. Во время проведения образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования педагог удовлетворяет потребность ребят в коммуникации, позволяет ребятам общаться друг с другом, обмениваться впечатлениями, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.
По результатам итого мониторинга можно сделать вывод:
• повысилась динамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;
• тематика детских рисунков стала наиболее разнообразной;
• работы ребят стали отличаться оригинальностью и выразительностью;
• ребята знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
у ребят сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, инициативность и самостоятельность.
В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантливых и одаренных – все мы, как можем, увлеченные самим процессом творчества, лепим, играем, рисуем и помогаем друг другу, а так же делимся впечатлениями и радуемся совместным удачам.
Творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу каждому. Креативный человек всегда чем то увлечен. Творчество – это прогресс в любой деятельности : даже когда выполняем повседневную работу – готовим еду, что то мастерим, общаемся с людьми, рисуем, играем, мы можем внести в это что то новое, необычное и неповторимое. Пока мы не знаем, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: строить дома, лечить или учить, главное для нас сейчас – сформировать отношение к любому делу с фантазией и любовью, вдохновением и задумкой. А это значит, что творчески развитый выпускник нашего дошкольного образовательного учреждения найдет соратников и друзей, будет иметь симпатии.
Литература
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2019[2]
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2019[1]
3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. 2020[3]
4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2020
5. Субботина Л. «Развитие воображения у детей». -Ярославль, 2020
6. Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2019
7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2019