Арина Сабирова
Развитие конструктивного воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят мастерить. Особенно, создавая новые вещи из того, что принято выбрасывать, давая вторую жизнь, казалось бы, ненужным предметам, используя разнообразные природные материалы. Подобные занятия не только развивают конструктивное воображение детей, но и приучают бережно относится к окружающей природе, что особенно важно в эпоху экологического кризиса окружающей среды. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность и недостаток методических разработок.
Публикация «Развитие конструктивного воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструктивное воображение детей можно развивать разными способами, в том числе и через работу с бросовым и природным материалами.
Современных детей, увлечённых компьютерными играми и многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то удивить. Но чем раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к процессу творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание творить есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта человека.
В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? Где это пригодится?»
Дети учатся видеть материал, сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки и игрушки из упаковочного картона, коробок, бумаги, бутылок, трубочек,обрезков меха, лоскутков ткани, остатков пряжи и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Игрушки, сделанные из привычных, обыденных вещей меняют взгляд на обычные, никому, казалось бы, не нужные вещи. Будят фантазию, открывают возможность из ничего сделать массу полезного и интересного.
Дети, даже самые маленькие, как правило, не ограничиваются только предложенными им вариантами работ, а на основе их придумывают свои, проявляя элементы творчества уже на самых ранних этапах обучения.
Интересной и всегда любимой для ребёнка является работа с природным материалом. Она таит в себе большие возможности для развития его как личности. Главное для педагога - это суметь раскрыть для детей сказочный мир природы.
Изготовление различных поделок из камней, шишек, листьев, желудей, мха, хвои, коры, веточек, семян,орехов, ореховой и яичной скорлупы, каштанов, соломы, ракушек, перьев и прочего увлекает ребят и не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, развивает абстрактное мышление, но и благотворно влияет на формирование основ его личности, внутреннего мироощущения, вызывает положительные эмоции, формирует художественный вкус, способствует развитию творческого воображения.
В работе с природным материалом очень важное место занимают экскурсии в природную среду с целью заготовки необходимого материала для поделок и наблюдений за сезонными изменениями в природе. Эти экскурсиипрививают любовь к природе и окружающему миру, расширяют знания детей, учат видеть красоту и беречь её, наблюдать различные явления, отражать примеченное в своих работах. Работа с природным материалом учит аккуратности и усидчивости, а рассказанные педагогом легенды и истории о природе расширяют детский кругозор, обогащая его духовно.
В работе необходимы различные виды заданий: обязательные (они нужны для освоения различных техник, приобретения навыков, необходимых в работе); задания по выбору (когда ребенок в сам выбирает технику для выполнения работы); индивидуальные (где ребенок самостоятельно выбирает номинацию, технику и материал, на основе которого будет выполнена работа).
Важную роль в развитии детей играет общение – это основное условие развития личности. Общаясь на занятиях, дети взаимодействуют друг с другом, учатся прислушиваться к мнению сверстников, педагога, в процессе общения происходит развитие речи.
В работе с детьми желательно использовать разнообразные виды деятельности и техник:
• изготовление игрушек, сувениров, предметов интерьера;
• изготовление несложной основы для композициииз природного материала;
• фитоаппликация (аппликации, панно, коллажи, картины из природных материалов);
• работа в технике «Папье-маше»;
• работа в технике «Декупаж»;
• работа в технике «Травоплетение»;
• работа в технике «Тестопластика»;и др.
Включение разнообразных видов творческой деятельности дошкольников и младших школьников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия развития логического и образного мышления, происходит повышение точности мелких ручных действий, концентрация внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, развитие способности к чтению инструкционных карт.
Развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только дошкольнику и ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.
Благодаря широкому разнообразию интересных техник дети дошкольного и младшего школьного возраста находят пути, для самовыражения, развивая тем самым свои способности, продолжают осваивать окружающий мир, находя в нем много нового, интересного и неизведанного. Именно смена деятельности, работа в разных техниках с использованием природного и бросового материалов оказывает положительное влияние на организм ребенка, открывая широкий круг возможностей для творчества, развития творческих способностей и формирования его как творческой личности.
Важным моментом в развитии конструктивного воображения и творческих способностей детей является изготовление конкурсных работ и участие в выставках, где ребенок может на практике показать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Именно в эти моменты зарождается зерно здорового соперничества.
Практика показывает, что изготовление поделок и игрушек из бросового и природного материалов доставляет детям гораздо большее удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.
Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В процессе выполнения работ малыши приобретают систему специальных умений и навыков, которая может помочь им в будущем в процессе профориентации.
Подставка для карандашей из бросового материала своими руками
" Подставка для карандашей«(Мастер-класс)
Цель: развитие художественно-творческих способностей, формирование эстетического вкуса.
Вам потребуется:
• бросовый материал (втулка / втулки от туалетной бумаги,
• ножницы,
• цветная бумага (цвет бумаги по вашему выбору,
• клей - карандаш,
• карандаш, фломастеры по желанию для украшения подставки.
Можно использовать ножницы для ажурной обработки краев
1. Отмеряем и вырезаем прямоугольник чуть больше размера втулки.
2. мажем край заготовки клеем, прикладываем к нему край втулки, а затем аккуратно начинаем приглаживать край заготовки.
3. Намазываем клеем всю оставшуюся часть заготовки и приклеиваем ее к втулке.
4. Края цветной бумаги с одной стороны втулки загибаем во внутрь. Они были намазаны клеем, поэтому легко приклеятся. Разглаживаем их.
5. Не загнув до конца края цветной бумаги, переворачиваем втулку и соединяем ее с вырезанным квадратом картона. Края картона обрезаем.
6. Украшение подставки может быть разнообразным на ваш выбор.
7. Наша подставка готова