Инна Кныр
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
▼ Скачать + Заказать документы
Специальные исследования и практика показывают, что у дошкольников необходимо в первую очередь развивать те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Необходимо учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и осознавать речь, обращенную к нему, вступать в беседу и поддерживать ее, отвечать на вопросы и спрашивать самому, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Публикация «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых,» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Присутствие взрослого стимулирует у дошкольников употребление речи, а это значит, что они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно чаще и больше разговаривать с детьми.
Дошкольники постепенно овладевают определенными умениями, которые необходимы для межролевого общения в ходе коллективной и коллективной работы.
По структуре коммуникативные умения считаются сложными, включающими в себя простые, элементарные умения. На основе знания, простейшие коммуникативные умения путем осмысленного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т. е. наиболее высокого уровня.
При организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства педагогом имеет возможность обеспечить необходимый уровень сформированности коммуникативных умений :
1. Раскрытие дошкольникам значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения.
2. Ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей.
3. Включение детей в выполнение общих игровых заданий по овладению коммуникативными умениями.
4. Совершенствование у дошкольников усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности.
Данные этапы соотносятся с общедидактическими этапами формирования учебных умений и со структурными характеристиками ролевой игры (роль - ролевое действие - игровая ситуация).
Педагогу нужно знать содержание каждого из названных этапов и важно соблюдать логическую последовательность при формировании коммуникативных умений.
Взрослый и сверстник способствуют формированию различных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится формулировать свои желания, настроение, управлять другим, вступать в разнообразные взаимоотношения. Ветрова В. В. считает, что речь ребенка, которая обращена к сверстнику, считается наиболее понятной, развернутой и лексически богатой, так как другой ребенок является менее понятливым и чутким партнером, нежели взрослый. Именно эта непонятливость сверстника представляет немаловажную положительную роль в развитии речи. Общаясь со взрослым, дети не прикладывают особых усилий для того, чтобы их поняли, поддержали или ответили [11]. Для дошкольника взаимоотношения со взрослыми и сверстниками обретает личностный смысл, таким образом его содержательную основу составляет процесс познания себя. Опыт отношений ребенка с взрослыми и другими детьми, подкрепленного участием в совместных видах деятельности, составляет специфический вид - опыт самопознания. Влияние опыта на развитие детей ощущается на всех этапах дошкольного детства.
В основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность: либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.
Таким образом, сущность коммуникативных умений, которые представляют собой сложные, осознанные коммуникативные действия, базирующиеся на теоретических знаниях, формируются с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. Согласно содержанию данные умения у детей старшего дошкольного возраста содержат в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, осуществлять задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, производить оценку результативности общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения. В психолого-педагогической литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативные умения», они объединены практической направленностью.