Любовь Курбанова
Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ.
1.1. Педагогические аспекты взаимодействия взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ»…. 4
II. Практическая часть.
2.1. Методический комментарий… …. 5
Заключение ….
Список литературы
Приложение
Презентация
Введение
Публикация «Проект Тема: „Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ“,» размещена в разделах
В педагогической практике духовно - нравственное воспитание было и остаётся одним из важных направлений. Началом формирования направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Духовно – нравственное воспитание многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой город, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание приумножить богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, родному городу; знакомство с символами (герб, флаг, гимн). Данные задачи решаются во всех видах деятельности: во время проведения НОД, в играх, в быту.
Актуальность
Воспитание любви к Родине – важная задача духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился и вырос человек. Дети не достаточно знают свой родной город, его достопримечательности, его героев. Поэтому большую работу по ознакомлению с родным городом необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной работы у детей могут сформироваться элементы гражданственности. Если с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в родном городе, в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, то это будет способствовать духовному - нравственному воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить и приумножить все культурные ценности нашего родного города.
Цель:
Создание условий для взаимодействия взрослых и детей в процессе ознакомления старших дошкольников с родным городом Серпуховым.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.
2. Создание оптимальных условий для взаимодействия взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом.
3. Разработать технологию к проекту, перспективное планирование по ознакомлению с родным городом.
4. Создать предметно – пространственную среду.
5. Разработать технологию по взаимодействию взрослых и детей по ознакомлению с родным городом.
Задачи работы с детьми :
1. Воспитывать нравственные чувства при изучении символики города.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
3. Познакомить с историей возникновения города, с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым.
4. Познакомить с достопримечательностями города.
5. Развивать коммуникативные навыки общения с взрослыми и детьми.
6. Сформировать интерес к прошлому и настоящему города.
Практическая значимость:
Участники проекта : дети старшего возраста, педагоги, родители, специалист – музыкальный руководитель.
Результативность развития интегративных качеств:
• Воспитать любовь к родному городу, чувство гордости, желание сделать его ещё краше.
• Сформировать знания о городе Серпухове.
• Запомнить достопримечательности, развить желание сберечь и приумножить их.
• Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и обществе.
• Освоение обобщённых способов интеллектуальной деятельности и развитие гибкости их использования в разных ситуациях в зависимости от условий задачи.
Проект направлен на сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе ознакомления с родным городом. Содержание работы может быть использовано педагогами ДОУ.
I. Основная часть.
Теоретическое обоснование проекта.
1.1. Педагогические аспекты взаимодействия взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности доминируют над духовными. Проблема воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Идёт переоценка ценностей, активный поиск новых методов в образовании и воспитании детей.
На первый план выдвигается всестороннее воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой.
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач. Возрождение социокультурных ценностей – первый шаг к возрождению России. Духовно - нравственное воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной город, его история, культура, родная природа.
Это фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли родного города и своего народа, тем ярче личность человека. Невозможно воспитать патриота, гражданина вне возрождения духовно - нравственного воспитания на основе культурного наследия нашего города, нашего народа.
Работу по ознакомлению с родным городом, мы строим на основе приобщения взрослых и детей к доступным пониманию главных святынь и ценностей города Серпухова, подвигов героев нашей земли. Знакомим с достопримечательностями родного края. Мы воспитываем любовь к родному городу, желание сделать его ещё лучше и краше.
II. Практическая часть
2.1. Методический комментарий
Этапы проведения проекта
№ Этапы и сроки Содержание деятельности Результат
1. Организационный Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий. Обсуждение с детьми, родителями и педагогами вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание альбома «Наш любимый город». Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Содержательный Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Разработка схемы реализации проекта через разные виды детской деятельности. Разработка НОД. Изготовление практического материала. Создание и оснащение уголка по краеведению. Сбор, оформление наглядного материала. Посещение памятников, музеев города. Семинар – практикум по использованию проекта в работе. Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.
3. Результативный Обобщение результатов работы; анализ деятельности. Презентация проекта. Удовлетворённость всех участников результатами.
Формы работы с детьми.
• Беседы с детьми
• Чтение художественной литературы
• Слушание аудио, просмотр видео
• Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
• Викторины, досуги
• Театрализованные представления
• Дидактические, с/ролевые игры.
• Целевые прогулки по городу
• Экскурсии в выставочный зал, музей города
• Мастер-класс
Формы работы с родителями
• Консультации
• Родительские собрания
• Дни открытых дверей
• Тематические праздники
• Смотры – конкурсы
Формы работы с педагогами
• Консультации
• Открытые показы
• Мастер – классы
• Круглые столы
• Семинары
• Работа в творческой группе
• Анкетирование
• Тематические выставки
Схема реализации проекта через разные виды детской деятельности
Образовательные области Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие НОД: творческое рассказывание по теме: «Мой любимый город», «Памятники старины», «Прошлое и настоящее родного города». Составление рассказов на тему: «Транспорт нашего города», «Достопримечательности города Серпухова», «Как сделать город чистым». Ситуативный разговор «Как создавался и строился город?» «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?» НОД: «История возникновения города»,
Беседы: «Улицы родного города», «Как жили люди в старину?» «Город, в котором я живу».
Составление и отгадывание загадок. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Мы плывём по реке Оке».
Дидактические игры: «Город – труженик», «Узнай памятные места города», «Занятия славян в старину», «Найди герб родного города», «Вооружи богатыря», «Узнай и назови (достопримечательности города)», «Птицы нашего города», «Собери целое».
Познавательное развитие НОД : «Моя малая родина», «Владимир Храбрый – Серпуховский князь», «Путешествие по красивым местам нашего города», «Достопримечательности города», «Символика города Серпухова», «Памятники архитектуры в нашем городе», «Современная архитектура города».
Экскурсия на Соборную площадь, в музейно – выставочный центр «Всех пленяет опереньем птица – просто загляденье».
Чтение произведений о ВОВ, о природе родного края. Разучивание стихотворений о городе Серпухове.
Оформление альбома «Достопримечательности города Серпухова», «История родного города».
Просмотр видеоматериалов о городе.
Создание компьютерной презентации: «Мой город – Серпухов», «Богатыри земли русской». Мастер – классы по созданию русской игрушки «Колокольчик», «Зайчик на пальчик», «Пеленашка», «Глиняный козлик».
Оформление стенда «Достопримечательности города Серпухова».
Речевое развитие Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы). Заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Моделирование правил поведения, как вести себя на улицах города. Создание альбома: «Дорога из дома в детский сад». НОД «Реки и озёра родного города», «Герб, флаг, гимн города Серпухова».
Физическое развитие Физкультминутка: «Мы по улице идём», «Богатыри», «Путешествуем по улицам города». Подвижные игры: «Машины на нашей улице». Фольклорные спортивные праздники: «Широкая масленица», «Весёлая ярмарка», «Праздник русской берёзки».
Художественно-эстетическое развитие Разучивание песен о родном городе. Театрализованное представление «Посиделки». Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов.
Рисование «Наш любимый город», «Птица павлин», «Улица, на которой я живу». Аппликация «Наш детский сад», «Город вечером», «Памятники города». Лепка «Павлин».
Конструирование: Детский сад», «Мой дом», «Железнодорожный вокзал», «Наш микрорайон», «Мост через реку». Изготовление книжки-самоделки: «Город, в котором я живу».
Целевые ориентиры
«Социально-
коммуникативное
развитие»
Умеет анализировать различные социальные явления и события. Внимательно относится к ветеранам.
«Познавательное развитие» Обладает информацией о традициях и событиях, происходящих в нашем городе. Знает историю города Серпухова.
«Речевое развитие» Свободно общается с взрослыми и детьми по поводу представлений о своём городе.
«Художественно-эстетическое развитие» Способен изготовить поделку, нарисовать рисунок к праздникам, выставкам.
Заключение
Любовь к родине, привязанность к родной земле проявляется в чувстве гордости за достижения родного города, в горечи за его неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Работа в рамках проекта воспитывает в детях любовь и привязанность к родному дому, семье, городу. Вызывает гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, традиции, историю и достижения города, за его героев.
Приобретённый в раннем детстве опыт формирует в будущем человеке любовь и уважение к окружающему миру, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство, чувство гордости за свой родной город и свой народ.
Я считаю, что наш коллектив: педагоги, музыкальный руководитель работает в тесном сотрудничестве с родителями в процессе ознакомленя детей с родным городом.
Список литературы
1. Алёшина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. [Текст] / Н. В. Алёшина,-М. : УЦ, 2011г.
2. Брунек, Н. В. Серпухов сквозь столетия. [Текст] / Н. В. Брунек, 2004 г.
3. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]/ Л. А. Кондрыкинская,- М. ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования, Детям о родном городе. [Текст]/ -С, 2007 г.
Приложение:
Материал для стенда «Достопримечательности города Серпухова»
Серпухов – старинный подмосковный город, первое упоминание о нём было в 1339 году. Активное строительство началось при князе Владимире Андреевиче Храбром. Город начинался с Соборной горы. Учёные считают несколько версий названия города : протекает река Серпейка, которая огибает Соборную гору серпом, по берегу реки росла трава серпуха и что кузнецы ковали серпы. На гербе города изображён павлин.
Вместе с детьми посетите достопримечательности города :
1. Музыкально – драматический театр, основан в 1910 году. В театре выступают артисты, есть просторный зал, большая сцена. Проходят спектакли для детей и взрослых.
2. Серпуховский историко–художественный музей. В нём собрано большое количество картин русских и зарубежных художников, для детей проходят мастер – классы, которые будут интересны и взрослым. Создан музей в 1920 году.
3. Парк имени Олега Степанова, здесь находится памятник серпуховичу герою Советского Союза. Олег Степанов совсем молодым человеком отправился на фронт, был храбрым командиром. Но в одном из сражений был ранен и умер на руках своих бойцов. Ему было 19 лет.
4. Введенский Владычный монастырь. Древнейший действующий женский монастырь основан в 1360 году. Здесь живут павлины, ухаживают за ними монашки.
5. Соборная гора. Здесь начинался город Серпухов. Сейчас там стоит памятник воину – освободителю. Фигура солдата 2,5 метра работы скульптора Вучетича является копией скульптуры в Германии, в Берлине. В одной руке солдат держит спасённую немецкую девочку, а в другой меч, которым рассекает фашистский крест.
6. Памятник писателю Антону Павловичу Чехову, который неоднократно бывал в нашем городе, написал много рассказов для детей и взрослых.
7. Памятник Владимиру Храброму – князю Серпуховскому. Он способствовал изгнанию с русских земель татар.
8. Музейно – выставочный центр. Существует уникальный музей павлина. Проводятся мастер – классы для детей.
9. Высоцкий мужской монастырь – действующий. Это памятник архитектуры находится на высоком месте, показать детям крепостную стену, бойницы – узкие окна, сделанные для стрельбы из лука при обороне от врагов. В монастыре есть икона «Неупиваемая чаша».
Показать плотину через реку Нару.