Анастасия Бородина
Развитие коммуникативных умений дошкольников разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса является главным принципом современного образования. Это обусловлено тем, что формирование личности, способной к межличностному взаимодействию, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Особенно важна коммуникативная составляющая в дошкольном образовании, так как детский сад должен направлять свои усилия на образование целостной личности (В. С. Библер, Е. В. Бондавская, И. А. Зимняя и др.)
Публикация «Развитие коммуникативных умений дошкольников разновозрастной группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативные умения начинают формироваться у детей довольно рано. Все, что ребенок научается воспринимать и осознавать, возникает в общении вначале со взрослыми, а затем и со сверстниками и младшими детьми. В условиях большой семьи общение дошкольника с другими детьми всегда разновозрастное. Именно такое общение является естественным инструментом и катализатором развития.
В практике российского дошкольного воспитания разновозрастные группы существовали всегда. Такие группы образуются в силу двух основных причин: из-за трудностей комплектации одновозрастных групп детского сада и для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации. Разновозрастные группы могут создаваться как на постоянной основе, так и временно, например, на летний период. В настоящее время малокомплектные детские сады в России существуют преимущественно в сельской местности.
Известно, что дошкольный возраст является периодом становления основ личности и первый опыт отношений не только со взрослыми, не и с другими детьми во многом определяет характер дальнейшего коммуникативного развития ребенка. В этой связи чрезвычайно важно выявить специфику детских отношений в разновозрастной группе и те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению позитивных социальных форм поведения.
В теории дошкольного образования вопросы образования, воспитания детей в разновозрастных группах рассматривают лишь в связи с обсуждением проблем функционирования малокомплектных детских садов. К сожалению, в методических пособиях большинство авторов уклоняются от рассмотрения специфики образовательной деятельности в разновозрастной группе. Зачастую рекомендации сводятся к тому, как организовать и скоординировать работу с детьми каждого возраста внутри разновозрастной группы. Между тем малокомплектный детский сад имеет очень важное преимущество перед одновозрастными группами; в нем младшие дети имеют реальную возможность обучения и развития, подражая старшим, а старшие дети получают бесценный опыт заботы и ответственности за младших. Помогая младшим, обучая младших, старшие и сами развиваются интенсивнее. Коммуникативные практики детей в разновозрастной группе разнообразнее и интенсивнее, чем в одновозрастной.
Необходимо отметить особенности коммуникативного сельского пространства, в котором находится малокомплектный детский сад. то небольшая численность населения и потому возможность коммуникативного взаимодействия детей со всеми, кто встретился в течение дня; преобладание сельскохозяйственного труда и широкие возможности разнообразных контактов воспитанников с природой, благотворного влияния природы на воспитание детей; возможности привлечения детей к уходу за растениями и животными, что облазает огромным потенциалом познавательного, коммуникативного н социального развития, отдаленность селений друг от друга, неразвитость транспортных коммуникаций создает в каждом сельском поселении свое особое автономное воспитательное ера в котором каждый ребенок может чувствовать себя и быть значимым субъектом социума.
Наше исследование, проведенное в рамках подготовки выпускной квалификационной работы показало, что при построении образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом названных особенностей, коммуникативные умения детей развиваются эффективно.