Елена Осипова
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности «Мир увлекательных сказок»
Выполнила:
Воспитатель
ЦРР «МБДОУ – д/с №128
Осипова Елена Витальевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
• В связи с занятостью родителей отмечено недостаточное внимание родителей к театру.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии.
• Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
ЦЕЛИ:
• Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
• Формирование творческой личности;
• Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
• Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности;
• Обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
ЗАДАЧИ:
• Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
• Создавать условия для организации совместной сюжетно – ролевой игре детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ОУ.
• Формировать в ОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
• Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
• Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
• Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
• Способствовать формированию эстетического вкуса.
• Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности : изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
• Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
• Приобщать родителей к театрально-культурной жизни.
ПРИНЦИПЫ:
• Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
• Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
• Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязанных с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
• Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
• Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
• Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок, модификация сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ)
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
- посещение театра;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
• ПЕРВЫЙ ЭТАП
Знакомство с профессиями людей, работающих в театре
• чтение стихов об этих профессиях;
• рассматривание иллюстраций;
• просмотр слайдов;
• беседы.
• Заочная экскурсия в театр с помощью слайдов.
• Знакомство с внешними атрибутами
• вывеска с названием театра;
• специальная одежда (костюмы актёров);
• Род деятельности
• показ спектакля;
• предоставление консультаций (администратор).
ВТОРОЙ ЭТАП
• Подбор пособий для игры
кукольные герои;
пальчиковый театр;
билеты, монетки для покупки билетов;
корзинки для атрибутов;
конструкторы (для создания интерьеров);
игрушечные аксессуары;
таблички «КАССА», «ТЕАТР»;
кассовый аппарат.
• Изготовление дополнительных атрибутов
по желанию дети могут самостоятельно изготовить билеты, афишу, маски для спектакля.
• Выбор из представленного ряда предметов, необходимых для игры (дети самостоятельно выбирают то, что им необходимо для развития игры, воспитатель может дать совет)
ТРЕТИЙ ЭТАП
Ознакомление детей с ролевыми действиями (познакомить детей во время бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы)
Уточнение специфики диалога ( воспитатель предлагает алгоритм диалога: «зритель – администратор»)
Упражнение детей в диалоге
Воспитатель предлагает позвонить по телефону:
Зритель – Здравствуйте, это театр?
Администратор – Да, здравствуйте! Чем могу помочь?
Зритель – Есть ли билеты на спектакль «Колобок»?
Администратор – Да, я могу Вам отложить билеты!
Зритель благодарит и прощается.
Озвучивание и виртуальная демонстрация хода игры
Воспитатель создает ситуацию, чтобы заинтересовать детей мотивация к игре) «Мы идем в театр»
Советы воспитателю по руководству играми детей
Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
Бережно относись к творческой выдумке ребенка, завоюй доверие, установи контакт.
Поддержи интересную идею, направь усилия на её осуществление.
Давай не только знания, но и эмоции.
Советуй, но не дави инициативу детей.
Помоги каждому ребенку найти свое место в игре.
Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
• Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире
• Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
• Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
• Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность;
• Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений
• Развивается эмоционально-волевая сфера;
• Происходит коррекция поведения
• Формируется опыт поведения
• Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности