Светлана Клавкина
Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социальном пространстве. Дошкольнику, чтобы легко адаптироваться в социуме, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. При этом подчеркивается изменение характера самого взаимодействия ребенка при изменении социальной ситуации развития. По мере взросления происходит овладение ребенком новыми средствами и способами коммуникации с другими детьми. Развивающий эффект любого обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наша деятельность направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения : сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Задача педагога вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его развития личности.
Всему этому ребёнок учится в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше обращается внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Интенсивное личностное развитие, совершенствование коммуникативной деятельности детей зависит от следующего:
- эмоционально комфортного климата в группе;
- содержательного личностно - ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми;
- участия воспитателя в делах и проблемах детей;
-умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогом задачи, требующие интеграции всех разделов: ролевая и театрализованная игры, музыкально-ритмические движения, художественная литература и прочее.
Работу следует планировать и проводить исходя из задач коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста :
- развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- формировать доверие к взрослому как партнеру по личностному общению;
- формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения.
В своей работе надо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками как игровые практические ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и качеств:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Также следует организовывать ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т. е. всегда включают в себя близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации необходимо:
- заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести ребенка в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?»;
- вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы испытывали тогда?»;
- побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим вместе все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха»;
- включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п. ;
- помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними: «Все удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы».
В работе также можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки:
- игровые ситуации активного участия типа инсценировки с игрушками «Подскажи решение».
Цель: подключить детей к поиску правильного решения.
- игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам».
Цель: подключить детей к решению проблемы: не только обсуждение, но и осуществление необходимых действий.
- практические игровые ситуации и реальные ситуации, направленные на освоение культурных норм поведения и общения (этикет).
Цель: формирование культурных привычек, норм культурного поведения.
Культурные привычки формируются постепенно, поэтому организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения:
- здороваться;
- прощаться;
- пригласить пройти в группу;
- подать стульчик;
- пригласить присесть;
- поинтересоваться как дела.
Уже с младшего дошкольного возраста важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь им:
- Практическая ситуация типа «Наша забота нужна всем».
Цель: увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
- Практические ситуация типа «Мы самые старшие в детском саду».
Цель: побудить проявить самостоятельность, инициативу, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.
- Практическая ситуация типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Цель: побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничества.
Для развития коммуникативных навыков дошкольников хорошо применять дидактические игры, например:
- «Эмоции» - способствует развитию сравнения, внимания, наблюдательности, воображения, моторики рук;
- «Погода и мода» - способствует развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания, речи;
- «Куклы» - способствует развитию мелкой моторики, внимания, речи, мышления, воображения;
- «Этикет» - способствует развитию памяти, внимания, связной речи, воспитывает культуру поведения;
- «Лесной календарь» - способствует развитию воображения, логического мышления, навыков общения;
- «Интеллект» - способствует развитию навыков логического мышления, внимания, речи, наблюдательности.
В результате планомерной работы у детей происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия, повышают коммуникативный уровень навыков общения детей старшего дошкольного возраста, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии.