Гончарова Гульнара
Влияние уровня фонематического восприятия на выбор методов обучения информатике в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Информатика пришла в школу почти 20 лет назад, по заказу государства и армии. Появился термин «Компьютерная грамотность», и была поставлена задача подготовки выпускников старшей школы к использованию появляющейся компьютерной техники на производстве и в армии. Анализ опыта преподавания курса информатики показывает, что этот курс можно и нужно вводить для изучения школьниками с младших классов. Основная цель курса в начальной школе - как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире. Общеизвестен тот факт, что ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу. Ученые-психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление. Причем некоторые структуры мышления (например, логическое мышление) оптимально формировать в возрасте 5-12 лет. Информатика вводится в начальной школе как развивающий курс, формирующий логическое и алгоритмическое мышление, развивающий внимание, память.
Публикация «Влияние уровня фонематического восприятия на выбор методов обучения информатике в начальных классах» размещена в разделах
- Информатика. Уроки информатики
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие фонематического слуха
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная задача начальной школы – оснастить ученика общеучебными умениями и навыками, которые в последствии активно используются в процессе учения в средней школе. Важнейшие умения, необходимые для дальнейшего успешного учения – умения читать, писать и считать. Наиболее сложное из этих умений – писать. Уметь писать, это и уметь сочинить текст и записать. Конечно, для этого есть специальные уроки чтения и письма, но настоящее умение достигается в том случае, если ребенок много читает, пишет и говорит, умение достигается только через постоянное использование. Если еще 10 лет назад достаточно было уметь записывать текст ручной на бумаге, то в современном мире основной инструмент письма – клавиатура компьютера, и овладеть им необходимо как можно раньше. Овладение умением быстро и безошибочно работать на клавиатуре компьютера в начальной школе позволит эффективно использовать его во всем процессе обучения. Необученного печатать ученика трудно просить представить реферат или сочинение в электронном виде. Именно поэтому курс информатики в начальной школе построен так, что технологические умения приобретаются, прежде всего, в ходе выполнения различных проектов, направленных на общее развитие и изучение различных школьных предметов.
Поскольку начальная школа развивает важнейшие умения – чтение и письмо. Но освоение этих умений происходит, по-разному, вследствие физиологических и психологических особенностей детей. Развитие уровня фонематического восприятия влияет на развитие важнейших умений, которые стоят в задачах перед начальной школой.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, а также слежение за непрерывным потоком слогов. Он формируется у ребенка в первую очередь!
На основе функции фонематического слуха формируется фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения звуков.
Особенности сочетания нервных процессов по динамичности накладывают свой отпечаток на всю психическую, а через нее и познавательную деятельность учеников. У младших школьников, для нервных процессов которых характерно преобладание возбуждения над торможением, особенности внимания, восприятия, памяти, накладывают большой отпечаток на овладение ими грамотой, а позже и правописанием. Они недостаточно хорошо различают звуки речи.
Теоретические основы проблемы показали, что различия уровней фонематического восприятия связаны с физиологическим и психологическим аспектами.
Применяя тестирование, разработанное сотрудниками лаборатории школьной психодиагностики НИИ психологии УССР, под руководством доктора психологических наук Ю. З. Гильбурхом, кандидатами педагогических наук С. Л. Коробко и Л. А. Кондратенко были определены уровни фонематического восприятия.
При проведении исследования была установлена зависимость между уровнями фонематического восприятия и качеством обученности (прямо пропорциональная).
На уроках информатики мы не ставим перед собой цель развития уровня фонематического слуха, но, правильно проговаривая новые понятия по нескольку раз, мы тем самым невольно развиваем этот уровень.
Для того чтобы повысить качество обученности необходимо менять методы обучения в подгруппах с невысоким уровнем фонематического слуха.
Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, должен постараться максимально обогатить урок, используя разнообразные средства, тем самым, усилив наглядность излагаемого материала. Разумеется, этому легко найти объяснение. Думаю, довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место тем более при обучении детей с низким и средним уровнем развития фонематического восприятия. Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели просто возможность зрительного восприятия.
Оказывая воздействие на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное формирование образа или понятия, что ведет к более прочному усвоению знаний. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, учащиеся убеждаются в достоверности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А уверенность в истинности полученных сведений ведут к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Использование наглядности при обучении детей младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует уровню их восприятия и мышления.
Сказанное выше не является научным открытием, однако применительно к предмету информатики наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. В подобном случае особое место в учебно-воспитательном процессе занимают самодельные учебные пособия.
Применяя различные методы обучения в подгруппах, с невысоким уровнем фонематического слуха учитель обязательно должен включать элементы наглядности, так как, визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. И поскольку ребенок с невысоким уровнем фонематического слуха в силу своих физиологических и психологических особенностей не может воспринимать информацию на слух в полном объеме, учитель должен делать упор на другие органы чувств, через которые ребенок может получить не воспринятую им информацию.