МААМ-картинки

Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования

Светлана Яковлева
Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня, в связи с введением ФГОС и повышения качества образования в ДОУ возрастают требования педагогам. В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-развивающей деятельности : коллеги, дети, родители.

Публикация «Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования» размещена в разделах

Профессиональная деятельность педагога детского дошкольного учреждения связана с необходимостью постоянного общения с детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам, опыту взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уровню развития, готовности вступить в контакт и родителями, имеющими различный образовательный социальный и возрастной статус.

В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (Л. А. Петровская, М. И. Лукьянова, А. А. Попова, Ю. Н. Емельянов, СВ. Кондратьева, Т. Н. Щербакова, так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г. А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин).

Успешность образовательной деятельности воспитателя сопряжена с постоянными контактами со всеми участниками педагогического процесса. Поскольку ведущая роль в общении принадлежит педагогу, то ему необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические коммуникативные навыки, ведь чтобы научить тому или иному виду общения, он сам должен уметь общаться.

Таким образом, проблема поиска механизмов создания условий в системе повышения квалификации для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является актуальной для современной педагогической психологии.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1. изучить теоретические материалы коммуникативной компетентности;

2. повышать психологическую культуру педагогического коллектива ДОУ;

3. мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативныхумений;

4. разработать и апробировать диагностический инструментарий;

5. выявить условия, факторы и механизмы формирования коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

6. способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

Основными показателями коммуникативной компетентности педагогов дошкольной организации является: конструктивный стиль педагогического общения, эмпатийность по отношению к детям, развитый индивидуальный коммуникативный самоконтроль, интериальность в общении, осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый-ребенок», открытость, гибкость и любознательность в общении, нацеленность на успех педагогической деятельности.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.

Можно выделить такие качества личности педагога, становящиеся барьерами в организации эффективного сотрудничества с детьми: это несдержанность, эмоциональная неустойчивость, скованность, агрессивность, импульсивность пассивность, неуверенность в себе, робость, замкнутость.

Воспитатель выступает главным организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ воспитателя является для ребенка языковым авторитетом. Более того, именно речевая среда служит источником становления коммуникативной компетентности дошкольника.

Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности препятствует реализации инновационных программ речевого развития, приводит к неадекватному, фрагментарному использованию приемов и способов педагогического воздействия, затрудняет рефлексию причин нерезультативностивоспитательно-развивающей деятельности в этом направлении.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

психолого-педагогической подготовленностью;

коммуникативной культурой педагога;

• личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным.

Трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги : незнание техник общения, жесткие ожидания по отношению к родителям, оценивание родителей, директивная позиция по отношению к родителям, суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей, равнодушие, унылость и т. д.

Основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:повышение авторитета семьи, восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития, учет интересов и запросов родителей, единство в подходах к работе с семьями воспитанников, установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник», доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога, заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки», системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий, создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Сложность формирования коммуникативной компетентности состоит в том, что она зависит не столько профессиональных знаний, сколько от личностных особенностей человека. Поэтому это длительный, требующий системного подхода процесс.

В нашем коллективе нарабатывается опыт работы по данной проблеме. Разрабатывая стратегию, прежде всего учитывали специфику работы, категории, возраст и стаж работы педагогов, для того чтобы определить уровень и особенности нашего коллектива, разрабатывать план работы.

Определив цель и задачи, наметили этапы реализации работы: просветительский, аналитико-диагностический, коррекционно-профилактический, консультационный.

В нашем ДОУ работают 14 педагогов. Из них средний возраст 37 лет, моложе 25 лет – 21% (3, с 25-29 лет – 14% (2, с 30 - 49 лет – 50% (7) с 50 – 54 лет – 7% (1, с 55 – 59 лет – 7% (1)

С целью изучения сформированности компонентов коммуникативной компетентности были проведены : тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер, тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В. Ф. Ряховский, «Тест для диагностики коммуникативных способностей», «Оценка уровня коммуникабельности педагогов с родителями» (В. Ф. Ряховский, «Стили педагогического общения» (Овчарова Р. В, Тест оценку самоконтроля в общении (МарионСнайдер, Изучение общей самооценки (Г. Н. Казанцева).

Методика «Оценка уровня коммуникативный особенностей» (В. Ф Ряховский)

Нормальная коммуникабельность – 36% (5)

Общительный (порой сверх меры) – 57% (8)

Сдержанный в общении – 7% (1)

Методика «Оценка уровня общительности педагога с родителями» (В. Ф Ряховский)

Нормальная коммуникабельность – 72% (10)

Весьма общительный (часто носят бессодержательный характер) – 28% (4)

Тест на оценку самоконтроля (МарионСнайдер)

Высокий коммуникативный контроль - 14% (2)

Средний коммуникативный контроль – 72% (10)

Низкий коммуникативный контроль – 14 (2)

Методика «Стили педагогического общения» (Овчарова Р. В)

Демократический стиль общения – 72% (10)

Авторитарный стиль общения – 21% (3)

Либеральный стиль общения – 7% (1)

Методика «Изучение общей самооценки» (Казанцева Г. Н.)

Высокая самооценка – 50% (7)

Адекватная самооценка - 14% (2)

Низкая самооценка – 36% (5)

Результаты диагностики показывают, что коммуникативная компетентность педагогов средний уровень, самоконтроль в общении 72% средний уровень, 14% - низкий уровень. Большинство педагогов предпочитают демократический стиль общения с детьми. 50% педагогов – высокая самооценка, 36% низкая самооценка, только 14% - адекватная самооценка.

Анализы данных показывают актуальность данной проблемы.

Для развития коммуникативной компетентности педагогов нашего дошкольного учреждения мы включили в методическую работу мероприятия, в ходе которых воспитатели получают информацию о значимости эффективной коммуникации педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников, на повышение уровня теоретических знаний; а также мероприятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности и педагогической техники. Данная система работы с кадрами создаёт условия для непрерывного развития и саморазвития коммуникативной компетентности.

В ходе проведения педагогических советов, семинаров, семинаров-практикумов, дискуссий внимание педагогов привлекается к вопросам теоретических аспектов проблемы педагогической коммуникации (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры и др., а также конкретным способам речевого поведения в трудных ситуациях (конфликтные ситуации, выступление на публике и пр.). Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивает откровенный обмен мнениями, помогает сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога.

Был составлен план тренинговых занятий на 2 года. В работе с педагогами по проблеме развития коммуникативной компетентности использует тренинги, в которых педагоги приобретают опыт группового взаимодействия, создаются условия для развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональной выразительности и эмоциональной устойчивости педагогов, приобретаются навыки саморегуляции эмоциональных состояний. Используются такие приёмы обучения, как ролевые игры, имитационные игры, разыгрывание ситуаций в ролях и др.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

• снятие барьеров в общении;

• управление собственным поведением;

• выработка адекватной самооценки;

• выработка навыков саморегуляции.

Проведены индивидуальные и групповые консультации по вопросам заключения обследования и по запросам

Таким образом, использование традиционных и интерактивныхметодов работы с педагогами способствует развитию у них коммуникативной компетентности. Происходит осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми и родителями, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегия развития / Кудрявцев В. Т. // Дошкольное воспитание. - 1997. -№ 10. -С. 114-121; 1998. - № 5. - С. 86-93.

2. Лашкова, Л. Л. Обучение эффективной коммуникации педагогов дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Известия Уральского государственного университета / Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры; Выпуск 24. – 2008. – № 60. – С. 191–195.

3. Лукьянова М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия. // Управление ДОУ 2007. № 1.

4. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие для вузов. М. : Просвещение, 2003 г. – 304 с.

5. Панько Е. А. Воспитатель дошкольных учреждений. Психология. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2 изд. – Минск: Зорныверасень. – 2006г.

6. Фадеева Е. И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности. // Управление дошкольным образовательным учреждением, № 10, 2012.

7. Куземина О. Н. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями. //Управление ДОУ №4 2014г.

8. Ненашева А. В. Осинина Г. Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Волгоград, 2013г.

9. Тимофеева М. В. Как эффективно выстроить общение с родителями // Справочник педагога-психолога №12 2014г.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 11:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Яковлева (УИ 2290456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД