Светлана Мавлетдинова
Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности
XXl век – это время soft skills. Все чаще мягкие навыки встречаются в списке требований от работодателей, а университеты вводят специальные программы для их изучения. Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить новаторские решения проблем и видеть новое в знакомых вещах – все это про один из главных навыков - гибкость мышления.
На международном экономическом форуме было признано, что когнитивная гибкость входит в ТОП 10 необходимых качеств работника.
Публикация «Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности» размещена в разделах
До недавнего времени человек всегда шел к стабильности, стремился и боролся за стабильность. Хорошо, когда человек 10 лет работает на одном месте, всю жизнь живет в одной своей квартире – это стабильность и спокойствие было.
Сегодня, в современном мире, все изменилось.
Отличительные особенности мира, в котором мы живем сегодня:
- высокая скорость изменений и высокая неопределенность (форматы все сжимаются, чтобы соответствовать скорости открытий и изменений).
- низкая предсказуемость – нельзя планировать на длительный срок, нельзя надеяться, что все запланированное получится, т. к. вокруг происходят постоянные изменения.
- больше нет таких проблем, которые имеют только одно решение и зависят только от одного фактора, слишком много взаимосвязей и последствий.
Сегодня мир – быстрый, постоянно меняющийся.
Наша стабильность сегодня – это перемены, постоянные изменения.
Чтобы выжить сегодня и быть успешным, нам необходимы два важных качества:
- гибкость ума;
- эмоциональная прочность.
По мнению Харари Юваль Ноя (профессора исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автора международного бестселлера «Sapiens : Краткая история человечества») – главные компетенции будущего – когнитивная гибкость (гибкость ума) и эмоциональный интеллект.
Когнитивная гибкость – это способность нашего мозга быстро переключать тип мышления и тип поведения, если ситуация новая, либо она изменяется, либо происходит что-то неожиданное.
На самом деле, мы проявляем свою гибкость каждый день : записались к стоматологу на прием на вечернее время, но, вдруг, звонок от врача – меняется время приема. Мы сразу начинаем менять свои планы на день.
Так как человек, как биосистема любит состояние стабильности, то не всегда легко может переключиться и поменять свои планы.
Поэтому есть антоним когнитивной гибкости – когнитивная регидность. Это когда мозг не в состоянии адаптироваться к изменениям и продолжает настаивать на том патерне, который у нас был изначально.
При проявлении когнитивной регидности человек испытывает раздражение, эмоциональный стресс, злость, досаду.
В сфере образования часто происходят изменения, внедряются новые технологии, а значит, педагогу с каждым разом необходимо выполнять более широкий набор задач.
Какой он – педагог с хорошо развитой когнитивной гибкостью :
- быстро адаптируется к изменениям или новым ситуациям;
- способность быстро переключаться между задачами, не теряя при этом качество;
- легко переключается с одной деятельности на другую и знает, как вести себя в любой ситуации;
- имеет способность видеть альтернативные пути решения, принимать чужую точку зрения;
- видит ситуацию или проблему с разных точек зрения, что позволяет легко находить разные решения одной проблемы;
- спокойно воспринимает ошибки и изменения в своих планах, думает о ситуации с точки зрения другого человека и легко находит компромиссы.
Чем бы мы не занимались, везде будет проявляться когнитивная гибкость : способность обучаться, переключаться между видами деятельности, принимать новую информацию, быть открытым новой информации; управлять людьми, разрабатывать какую-либо стратегию, принимать решения.
Когнитивная гибкость – один из основных компонентов исполнительных функций нашего сознания. Именно они имеют решающее значение как в учебе, так и в жизни.
Этот навык связан с уровнем развития интеллекта, мышления и умением найти гибкий и эффективный подход к решению новых проблем.
Главный принцип развития когнитивной гибкости – умение переключаться с одного на другое.
Как развивать когнитивную гибкость.
Развитие когнитивной гибкости, как и любого другого навыка, требует упорства и практики. Упражнения могут быть как чисто ментальными, призванными менять привычный ход мыслей, так и вполне реальными задачами и играми.
Несколько способов тренировки:
- участие в дискуссиях и дебатах (во время дебатов мозг переключается от обработки услышанной информации к состоянию придумывания аргументов, что тренирует навык быстрого реагирования и переключения).
- развитие навыка активного слушания (попросту говоря, - внимательно слушайте собеседников, чтобы понять их точку зрения, не перебивайте, задавайте тактичные дополнительные вопросы; уточняйте, правильно ли вы поняли).
- обращайте внимание на другое мнение (даже, если вы считаете себя знатоком по какому-либо вопросу, слушайте мнение других людей и думайте, можно ли что-то извлечь из их знания и опыта).
- меняйте угол зрения (смотрите на проблемы с разных сторон, ставьте себя на место других людей, даже тех, чья позиция вам не близка. Представляйте, как бы поступили вы на месте героя фильма, который смотрели).
- пробуйте новое (можно пойти на работу другим маршрутом или приготовить на ужин что-то новое, чего вы еще не готовили). Каждое из этих действий заставит мозг мыслить немного иначе и создавать новые нейронные связи. Главное, не меняйте много всего одновременно, чтобы мозг успевал адаптироваться и не испытывал сильный стресс.
- развитие осознанности (осознанностью психологи называют умение замечать свои мысли, эмоции и ощущения в теле).
- знакомство с новыми людьми (у людей из других социальных кругов взгляды могут отличаться от вашего. Такие знакомства помогут вам стать менее жесткими в своем образе мышления и, возможно, даже пересмотреть взгляды).
Сейчас предлагаю немного поиграть и определить вашу гибкость.
Будет слайд. Ваша задача – хором называть цвет слов по порядку, не читая слова.
Следующий слайд – тоже самое задание – называть цвет слов.
Читая второй слайд, хор не такой стройный, как первый раз.
Читая первый слайд, как это было?
А как читался второй слайд?
Работать со вторым слайдом сложнее, хотелось назвать, что написано, поэтому надо было переключить мозг, приходилось напрячься, чтобы видеть не само слово, а только его цвет. В начале было сложнее, а к концу пошло легче уже, т. к. мозг адаптируется.
Это субъективный тест на определение уровня когнитивной гибкости (тест Струпа). О чем нам говорит этот тест? О том, что наш мозг отчасти запрограммирован – это имеются прочные связи, схемы. Эти программы помогают нам в жизни принимать решения быстро, не думая. Это необходимая штука, т. к. в день мы принимаем более 5000 решений. И, если мы будет думать над каждым, то никуда не сдвинемся. Это быстрые решения, мы действуем на автомате.
Желаю всем гибкости!
Спасибо за внимание!