Приложение МААМ

Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности

Светлана Мавлетдинова
Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности

XXl век – это время soft skills. Все чаще мягкие навыки встречаются в списке требований от работодателей, а университеты вводят специальные программы для их изучения. Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить новаторские решения проблем и видеть новое в знакомых вещах – все это про один из главных навыков - гибкость мышления.

На международном экономическом форуме было признано, что когнитивная гибкость входит в ТОП 10 необходимых качеств работника.

Публикация «Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности» размещена в разделах

До недавнего времени человек всегда шел к стабильности, стремился и боролся за стабильность. Хорошо, когда человек 10 лет работает на одном месте, всю жизнь живет в одной своей квартире – это стабильность и спокойствие было.

Сегодня, в современном мире, все изменилось.

Отличительные особенности мира, в котором мы живем сегодня:

- высокая скорость изменений и высокая неопределенность (форматы все сжимаются, чтобы соответствовать скорости открытий и изменений).

- низкая предсказуемость – нельзя планировать на длительный срок, нельзя надеяться, что все запланированное получится, т. к. вокруг происходят постоянные изменения.

- больше нет таких проблем, которые имеют только одно решение и зависят только от одного фактора, слишком много взаимосвязей и последствий.

Сегодня мир – быстрый, постоянно меняющийся.

Наша стабильность сегодня – это перемены, постоянные изменения.

Чтобы выжить сегодня и быть успешным, нам необходимы два важных качества:

- гибкость ума;

- эмоциональная прочность.

По мнению Харари Юваль Ноя (профессора исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автора международного бестселлера «Sapiens : Краткая история человечества») – главные компетенции будущего – когнитивная гибкость (гибкость ума) и эмоциональный интеллект.

Когнитивная гибкость – это способность нашего мозга быстро переключать тип мышления и тип поведения, если ситуация новая, либо она изменяется, либо происходит что-то неожиданное.

На самом деле, мы проявляем свою гибкость каждый день : записались к стоматологу на прием на вечернее время, но, вдруг, звонок от врача – меняется время приема. Мы сразу начинаем менять свои планы на день.

Так как человек, как биосистема любит состояние стабильности, то не всегда легко может переключиться и поменять свои планы.

Поэтому есть антоним когнитивной гибкости – когнитивная регидность. Это когда мозг не в состоянии адаптироваться к изменениям и продолжает настаивать на том патерне, который у нас был изначально.

При проявлении когнитивной регидности человек испытывает раздражение, эмоциональный стресс, злость, досаду.

В сфере образования часто происходят изменения, внедряются новые технологии, а значит, педагогу с каждым разом необходимо выполнять более широкий набор задач.

Какой он – педагог с хорошо развитой когнитивной гибкостью :

- быстро адаптируется к изменениям или новым ситуациям;

- способность быстро переключаться между задачами, не теряя при этом качество;

- легко переключается с одной деятельности на другую и знает, как вести себя в любой ситуации;

- имеет способность видеть альтернативные пути решения, принимать чужую точку зрения;

- видит ситуацию или проблему с разных точек зрения, что позволяет легко находить разные решения одной проблемы;

- спокойно воспринимает ошибки и изменения в своих планах, думает о ситуации с точки зрения другого человека и легко находит компромиссы.

Чем бы мы не занимались, везде будет проявляться когнитивная гибкость : способность обучаться, переключаться между видами деятельности, принимать новую информацию, быть открытым новой информации; управлять людьми, разрабатывать какую-либо стратегию, принимать решения.

Когнитивная гибкость – один из основных компонентов исполнительных функций нашего сознания. Именно они имеют решающее значение как в учебе, так и в жизни.

Этот навык связан с уровнем развития интеллекта, мышления и умением найти гибкий и эффективный подход к решению новых проблем.

Главный принцип развития когнитивной гибкости – умение переключаться с одного на другое.

Как развивать когнитивную гибкость.

Развитие когнитивной гибкости, как и любого другого навыка, требует упорства и практики. Упражнения могут быть как чисто ментальными, призванными менять привычный ход мыслей, так и вполне реальными задачами и играми.

Несколько способов тренировки:

- участие в дискуссиях и дебатах (во время дебатов мозг переключается от обработки услышанной информации к состоянию придумывания аргументов, что тренирует навык быстрого реагирования и переключения).

- развитие навыка активного слушания (попросту говоря, - внимательно слушайте собеседников, чтобы понять их точку зрения, не перебивайте, задавайте тактичные дополнительные вопросы; уточняйте, правильно ли вы поняли).

- обращайте внимание на другое мнение (даже, если вы считаете себя знатоком по какому-либо вопросу, слушайте мнение других людей и думайте, можно ли что-то извлечь из их знания и опыта).

- меняйте угол зрения (смотрите на проблемы с разных сторон, ставьте себя на место других людей, даже тех, чья позиция вам не близка. Представляйте, как бы поступили вы на месте героя фильма, который смотрели).

- пробуйте новое (можно пойти на работу другим маршрутом или приготовить на ужин что-то новое, чего вы еще не готовили). Каждое из этих действий заставит мозг мыслить немного иначе и создавать новые нейронные связи. Главное, не меняйте много всего одновременно, чтобы мозг успевал адаптироваться и не испытывал сильный стресс.

- развитие осознанности (осознанностью психологи называют умение замечать свои мысли, эмоции и ощущения в теле).

- знакомство с новыми людьми (у людей из других социальных кругов взгляды могут отличаться от вашего. Такие знакомства помогут вам стать менее жесткими в своем образе мышления и, возможно, даже пересмотреть взгляды).

Сейчас предлагаю немного поиграть и определить вашу гибкость.

Будет слайд. Ваша задача – хором называть цвет слов по порядку, не читая слова.

Следующий слайд – тоже самое задание – называть цвет слов.

Читая второй слайд, хор не такой стройный, как первый раз.

Читая первый слайд, как это было?

А как читался второй слайд?

Работать со вторым слайдом сложнее, хотелось назвать, что написано, поэтому надо было переключить мозг, приходилось напрячься, чтобы видеть не само слово, а только его цвет. В начале было сложнее, а к концу пошло легче уже, т. к. мозг адаптируется.

Это субъективный тест на определение уровня когнитивной гибкости (тест Струпа). О чем нам говорит этот тест? О том, что наш мозг отчасти запрограммирован – это имеются прочные связи, схемы. Эти программы помогают нам в жизни принимать решения быстро, не думая. Это необходимая штука, т. к. в день мы принимаем более 5000 решений. И, если мы будет думать над каждым, то никуда не сдвинемся. Это быстрые решения, мы действуем на автомате.

Желаю всем гибкости!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Применение нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ для развития ловкости, гибкостиПрименение нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ для развития ловкости, гибкости Цель: обогащать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО, создавая новое нестандартное оборудование из бросового материала. Задачи:.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Упражнения для воспитания гибкости у детей школьного возраста при занятиях единоборствамиУпражнения для воспитания гибкости у детей школьного возраста при занятиях единоборствами Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 14:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие когнитивной гибкости педагога как ресурс профессиональной успешности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мавлетдинова (УИ 149669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД