Наталья Новичкова
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводиться экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста позволяет развивать важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Публикация «Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Психологами доказано, что у детей семи лет жизни, мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип для осуществления экологического образования. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В настоящее время, в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, а также выводы стимулируют развитие речи детей. Отмечается положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения двигательной активности. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. За использованием этого метода обучения выступали педагоги-классики И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский и др. Слово «эксперимент» происходит от греч. сл. «проба, опыт». Опыт – воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. «Экспериментирование» является многозначным словом. Оно может выступать как метод обучения, если применяется для передачи новых знаний. А также рассматриваться как форма организации педагогического процесса, и наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности.
Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связанно с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой, экспериментирование, особенно вызывающие у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности : чтение художественной литературы с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1. По характеру объектов:
- опыты с растениями
- опыты с животными
- опыты с объектами неживой природы
- опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей :
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные, итоговые
6. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие;
- сравнительные;
- обобщающие
7. По характеру познавательной деятельности :
- иллюстративные;
- поисковые;
- решение экспериментальных задач
8. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные
Особенности детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирования свободно от обязательности
2. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта
3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана
4. Дети не могут работать, не разговаривая
5. При проведении эксперимента нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
7. Право ребенка на ошибку
8. Применять адекватные способы вовлечения детей в работу
9. Соблюдение правил безопасности
10. Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс
11. Анализ результатов и формирование выводов
12. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовке, но педагог должен обладать немалыми биологическими познаниями, постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения дидактических задач, затем выбирается объект, воспитатель знакомит с ним заранее на практике, и по художественной литературе одновременно осваивая технику экспериментирования. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена. Дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Постановка эксперимента является не самоцелью, а одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей полной тишины, они должны быть раскрепощены. Но чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Работа с детьми
1. Обязанность педагога следить за соблюдением правил безопасности
2. Работа с детьми строиться по принципу «от простому к сложному»
3. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя, их надо обучать
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательностью:
- действие показывает педагог,
- действие повторяет ребенок,
- действие осуществляют все вместе,
- действие стало знакомо, дети совершают его в обычном темпе,
5. на занятиях должна быть спокойная обстановка,
6. педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение.