Галина Саблина
Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Г. А. Саблина МДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа (Н. Г Кононова.).
Публикация «Развитие интереса к музыке через игру на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Самостоятельное музицирование помогает детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, удовлетворить потребность детей в самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Ребенок дошкольного возраста наделен от природы способностью одновременно видеть, слышать и двигаться. Чувство ритма, которое природа подарила каждому при рождении, дети передают движениями (топ, хлоп, шлеп, ударами палочек, движением тела. У ребенка свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной, в самом прямом смысле этого слова. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки
Самое главное – побуждать ребенка к игре на инструментах, поддерживать его желание выразить себя в элементарном музицировании. Идея «элементарного музицирования» состоит в его самом прямом проявлении – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном и обязательно радостном общении с музыкой (Л. Ю Дроздова).
Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности детский оркестр. И самым излюбленным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать ритмические и мелодические инструменты.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания одним пальцем, ладошкой - все это очень важно для развития тембрового слуха.
В дошкольной педагогике накоплен немалый опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Такие исследователи, как М. Трубникова, Т. Тютюнникова и Л. Меркулова, показали, что в процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности детей, все виды музыкального слуха : звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический.
В практике работы мы столкнулись с тем, что у детей не сформирован достаточный запас умений и навыков игры на музыкальных инструментах. Скованность и застенчивость мешают детям во время индивидуальных выступлений не только на праздниках, но и в группе перед сверстниками.
Анализ развивающей среды и диагностика уровня развития детей помогли выявить слабые стороны этой проблемы:
отсутствие у детей необходимых навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах;
неумение детей раскрывать свой творческий потенциал в игре на музыкальных инструментах как индивидуально, так и в оркестре;
небольшой запас знаний о различных видах музыкальных инструментов.
Для разрешения проблем был разработан проект, цель которого - формирование интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на нетрадиционных музыкальных инструментах детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием;
-способствовать формированию навыков приемов игры на музыкальных инструментах;
-развивать интерес к музицированию через использование нетрадиционных музыкальных инструментов;
-развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельных инструментов;
Система работы построена на следующих принципах:
• от простого к сложному (где предусмотрен переход от простых занятий к сложным);
• принцип наглядности (выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление);
• принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс);
• связь обучения с жизнью (работа должна опираться на впечатления, полученные ребенком от окружающей действительности).
Работа по формированию интереса к исполнительству и музыкальным инструментам проходила в три этапа.
На первом этапе дети знакомятся с миром музыкальных и немузыкальных звуков. Средством познания является игра. С детьми среднего возраста можно провести дидактические игры, способствующие развитию интереса к миру звуков («Тихо - громко», «Зайчик -попрыгайчик». Со старшими детьми - игры, которые знакомят детей с различной природой происхождения звуков(«Где живут звуки?», «Откуда берется музыка?»).
На втором этапе дети пробуют создавать простейшие инструменты совместно с педагогом. Затем сами придумывают игрушки – самоделки и пробуют воспроизводить ритмический рисунок небольших знакомых песен и потешек. Большой интерес у детей вызывают сказки – шумелки (знакомые сказки, озвученные нетрадиционными шумовыми инструментами). Сначала дети смотрят, как озвучивают сказку взрослые, потом сами включаются в творческий процесс.
Нетрадиционные инструменты используются и в самостоятельной деятельности детей. Это обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, потребность в общении с музыкой. В результате ребенок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта - исполнителя.
На третьем этапе педагог включает в систему работы все виды исполнительской деятельности детей, где используются все созданные детьми нетрадиционные музыкальные инструменты. Здесь повторяются названия инструментов и закрепляются навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте-самоделке.
Дети слушают и оценивают свое исполнение и исполнение сверстников, учатся делать замечания в доброжелательной форме. Дошкольники сами организуют разнообразную музыкальную деятельность в группе детского сада, в семье, участвуют в концертах для младших детей и родителей.
Инструменты для детского шумового оркестра можно смастерить из самых разнообразных материалов:
-бумага (газета, картон, гофре, пергамент, клейкая бумага и т. д.);
-деревянные кубики, брусочки, палочки, карандаши, линейки, катушки и т. д.);
-природные материалы (желуди, каштаны, орехи, шишки, камешки, крупы и т. д.);
-баночки из-под йогурта, кофе, чипсов, формы от шоколадных яиц, пивные крышечки;
-разобранные музыкальные инструменты, бросовый материал, из которого можно извлечь звук.
Перед тем, как начинать мастерить музыкальный инструмент, знакомим детей с его конструкцией и звукоизвлечением. В самом процессе изготовления учитываем вес и размер инструмента. Пусть эти инструменты маленькие и непохожи на настоящие, зато изготовлены самими детьми. Это можно считать первой ступенькой к музыкальному творчеству.
Приведу пример совместного изготовления с воспитанниками некоторых игрушечных инструментов.
«Звенящий ветерок» - на детскую вешалку нанизываем ключи (желательно одного размера);
«Шуршалочка»- у бутылочки из-под минеральной воды отрезаем горлышко, затем делаем надрезы вдоль бутылочки;
«Бубенцы»- на деревянную ручку крепим бубенчики;
«Деревянные палочки»- используем палочки от старых флажков, украшаем цветной клейкой бумагой;
«Барабан»- используем ведерко из-под майонеза и китайские палочки, украшаем цветной клейкой бумагой;
«Маракасики»- в маленькие бутылочки от минеральной воды насыпаем различные наполнители (горох, песок, мелкие камушки, спички, плотно закрываем и украшаем.
Важно привлечь и заинтересовать родителей воспитанников, привлечь их к совместному творчеству. Для этого был организован семинар-практикум по совместному изготовлению музыкальных игрушек. Родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях.
Использованная система работы показала свою эффективность. Ребята, которые были замкнуты, зажаты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепостились и раскрылись. Они стали более общительными, гораздо смелее выходят выступать перед сверстниками, активно включаются во все виды деятельности. Воспитанники с удовольствием играют самостоятельно в сюжетные игры с музыкальным содержанием. Дети научились согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр.
Вместе с воспитанниками подготовительной группы был реализован творческий проект «Откуда берётся музыка», который занял I место на VII Российском конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я- исследователь».
Полученные результаты позволяют говорить об успешной реализации проекта.
Процесс совместного изготовления музыкальных инструментов, а затем совместное музицирование позволяют детям чувствовать себя комфортно, испытать чувство уверенности в себе. Сделав своими руками звучащую игрушку, дети креативно воспринимают окружающий мир, с интересом познают мир звуков, с большей активностью включаются в совместное музицирование.