Дорохина Любовь
Развитие интереса к классической музыке в процессе восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка - источник радости в любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Публикация «Развитие интереса к классической музыке в процессе восприятия» размещена в разделах
В настоящее время культурный кризис порождает потерю интереса к подлинному искусству и способности сопереживать, особенно поддержаны влиянию низкокачественной музыкальной продукции именно подростки. Все перечисленное усугубляет влиянием на данную возрастную категорию рекламы в СМИ и интернет. Именно формирование интереса к классической музыке как образцу художественного и эстетического творчества, способного влиять на ценностные ориентации, их духовный мир, характер всей современной культуры.
На уроках МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом и во время прохождения практики, а также при выполнении самостоятельной работы студенты знакомятся с произведениями классиков русской и зарубежной музыки. Для развития интереса у студентов к классической музыке применяю приёмы- проигрывание музыкальных произведений на инструменте, разучивание, вокализация темы со студентами, использовала средства синемафонии, синтез различных видов искусства, современные аранжировки классических произведений. Проводили со студентами викторины, музыкальные диктанты, на которых надо было узнать название и авторов произведений. Давались задания студентам: подготовить презентации о творчестве композиторов - классиков, разрабатывали фрагменты уроков по музыке, где на этапах восприятия произведения прорабатывались беседа, создающая эмоциональный настрой для восприятия, сообщались интересные факты из жизни композитора, подбирались вопросы для анализа произведений. Подбирала интересные сюжеты, используя презентации, показ видео, показ картин художников, соответствующих настроению произведения. Студенты знакомились с творчеством русских композиторов-классиков - М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Прокофьева, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, И. Дунаевского, с творчеством современных детских композиторов - В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, с произведениями зарубежных композиторов. При подготовке самостоятельной работы студенты готовили презентации, слушали и анализировали произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди - «Времена года», В. Моцарта - симфония №40, Турецкое рондо, Вариации на тему французской народной песни, «Колыбельная», Э. Грига – из сюиты «Пер Гюнт»- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песню Сольвейг». Л. Бетховена - «Лунная соната», «Героическая симфония» и др. Во время подготовкт фрагментов уроков студенты выполняли технологические карты и презентации со слушанием музыки по темам : «Мелодия - душа музыки», «Мир Прокофьева», «Опера – весенняя сказка «Снегурочка», «Опера «Евгений Онегин», «Люблю я грусть твоих просторов»,»Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева», «Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «В музыкальном театре», «Острый ритм – джаза звуки» и др. Большинство студентов раньше были не знакомы с классической музыкой, хотя школьная программа по музыке построена в основном на классических произведениях. Несмотря на это, с интересом слушают и анализируют произведения, готовят презентации по классической музыке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентам следует рекомендовать больше самостоятельно слушать и смотреть исполнение классической музыки, которое помогает понять содержание произведения.
Чтобы заинтересовать студентов, следует использовать мультимедийные аудиовизуальные композиции как один из структурных элементов механизма формирования ценностных ориентаций и развития интереса к постижению классической музыки в профессиональной подготовке будузих учителей.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Основными путями развития эмоциональной отзывчивости исследователи считают ее формирование в различных видах музыкальной деятельности обучающихся: в процессе слушания (активного слушания-восприятия) и доступного исполнения музыки.
Некоторые исследователи эмоциональную отзывчивость на музыку определяют не как специальную и не высшую способность музыканта, а как общечеловеческое свойство, как всестороннее "оформление отношений" музыканта с произведением, как окраска его деятельности особым пристрастным тоном, как выделение музыки вообще из всяких видов деятельности.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора развивает стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, вызывая эмоциональную отзывчивость на различные жанры произведений, таким образом, развивая эмоциональную сферу.
Студенты учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать различные эмоциональные состояния, переданные композторами в своих произведениях.
Для развития интереса к классической музыке у студентов эффективным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Развитие интереса к классической музыке будет проходить более успешно, если применять мультимедийные технологии и подобрать комплекс методов, приемов, творческих заданий, музыкальных упражнений, направленных на развитие интереса студентов к классической музыке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. - М. : Музыка,2006. -336 с.
2. .Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект : исследования феномена//
Вопросы психологии. -2006.-№3, с. 78-86.
3. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн//Искусство в школе. -1997.-№1, с. 61-64.
4. Гундорова Е. Ю. Симфония и дети// Музыка в школе. -2004.-№4, с. 34-42.
5. Игнатова Т. Через пластическое интонирование к таинству музыки//Искусство в школе. - 2002.-№6,с. 61-64.
6. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» (двигательные аналоги музыкального восприятия)// Искусство в школе. - 1999.- №4, с. 14-16.
7. Красильникова М. Симфония в первом классе - необходимость и реальность// Искусство в школе. - 1998.-№3, с. 7-16.
8. Перламутрова Е. Развитие метода имаготерапии средствами инсценированной песни// Искусство в школе. -1999.-№3, с. 69-70.
9. Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа// Вестник МГУКИ. - 2005.- №2, с. 156-159.
Интернет- источники :
Новые подходы к развитию интереса к классической музыке у студентов педагогического колледжа посредством полихудожественной учебной деятельности в ракурсе применения. Мультимедиа оборудования
https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-razvitiyu-interesa-k-klassicheskoy-muzyke-u-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-posredstvom-polihudozhestvennoy