Марина Андреевна
Развитие интереса детей 5–7 лет к письму и чтению с использованием методик М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение чтению и письму по методу Монтессори – это не набор пособий, которые назначены исключительно для учебы грамоте, а целая система занятий и игр, которые понемногу формируют интеллектуальные и двигательные способности ребёнка. Главная цель Монтессори – всему свое время. В возрасте 3,5 – 4 лет дети имеют большой словарный запас, умеют проявлять мысли словами. Дети начинают интересоваться буквами. Им нравится играть с буквами, рисовать их, обводить. Если поддерживать данный процесс, то в 4 – 5 лет ребёнок начинает писать отдельные слова и целые предложения. К возрасту 5 – 6 лет он без принуждения, с интересом обучается читать, следуя естественной логике речевого развития.
Публикация «Развитие интереса детей 5–7 лет к письму и чтению с использованием методик М, Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Обосновано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки позитивно воздействуют на формирование речи и умственные способности.
Пространство для занятий по Монтессори распределено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.
Зона формирования практических навыков. Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке.
В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для формирования речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику. Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое формирование малыша, память, непринужденно повышается словарный запас.
Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на формирование моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».
Что такое «импульсное письмо»? Это когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки. Следует заметить, что дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, нередко начинают самостоятельно выводить буковки или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети обладают интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно только дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями. Именно поэтому некоторые игрушки, сформированные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.
Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает вначале осваиваить спонтанное письмо и только затем переходить к чтению.
В числе наиболее результативных материалов, формирующих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:
– несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов,
– карточки с рельефными и шершавыми буквами,
– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.
Немаловажно, что результативность методики Монтессори была многократно обоснована педагогами различных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате малыш развивается легко и гармонично.
Недостатки системы М. Монтессори
Как и у каждой системы здесь тоже есть свои минусы:
Методика Монтессори концентрируется только на формировании интеллекта и практических навыков.
В системе нет ролевых и подвижных игр.
Отрицание творчества, как препятствия для умственного формирования детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обыкновенные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обыкновенных садах и школах.
Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее сисетме, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное.