Лидия Аркадьевна Болдышева
Развитие интеллектуального потенциала ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала у детей требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
Первой ступенью такой системы является дошкольный возраст, где возможны следующие этапы работы:
Темочки:
- подготовительный этап, цель которого – расширение знаний детей об окружающем мире, формирование у них исследовательских умений: наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- алгоритмический этап, цель которого – развитие у детей практических навыков и умений формулировать конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне;
- творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого – развитие у детей гибкости, подвижности, оригинальности, системности мышления.
В процессе инновационного поиска определяются педагогические условия, при которых обеспечивается поэтапное развитие интеллектуального потенциала на начальном этапе становления личности ребёнка:
- переоборудование и дооснащение групповых помещений для повышения познавательной мотивации детей (развивающие уголки, зоны, центры);
- создание системы усложняющихся интеллектуально-творческих заданий в различных видах детской деятельности;
- раскрытие творческого потенциала педагогов;
- активное включение родителей в процесс развития интеллектуально-творческих способностей детей. Проведение совместных проектов и занятий, организация выставок творческих работ, консультаций.
Предлагаемый на страницах методического пособия "Развивающие игры Фиолетового леса" из опыта работы направлен на развитие интеллектуально- творческих способностей детей посредством:
- организации проектной деятельности как наиболее эффективного пути самостоятельного творческого добывания знаний;
- создания развивающей среды как обязательного условия формирования интеллектуально- творческого потенциала;
- активного вовлечения родителей воспитанников в организацию развивающих и обучающих мероприятий.
Статья 31 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».
Игровая деятельность – наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Игра для детей - это способ вырасти и стать большим. В играх дети готовятся к взрослой жизни, у них обогащается жизненный опыт. Любая игра даёт свои результаты, если малыш играет с удовольствием. Как совместить приятное с полезным? Какая игра будет одинаково хороша и для ребёнка и для взрослого? Бесспорно, это развивающие игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, существует особенная, творческая и добрая группа игр – развивающие игры В. В. Воскобовича. Настоящим открытием для нашего детского сада №5 «Малыш» стала игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 2 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры В. В. Воскобовича это развивающее обучение ребёнка дошкольного возраста в «Сказочном лабиринте игры», где связующую роль играет сказочная атмосфера в виде Фиолетового леса.
«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – педагог читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
В результате этого развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Осознание того, что нестандартность, рациональность, вариативность педагогической идеи В. В. Воскобовича соответствуют концептуальным основам нашего детского сада, послужило определяющим фактором для методического поиска эффективных путей освоения данной технологии.
При достаточном количестве развивающих игр Воскобовича нам успешно удаётся планировать и проводить образовательную деятельность с учётом интеграции образовательных областей. А внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов.
Развитие интеллектуального потенциала требует системного подхода и может успешно реализовываться в современном дошкольном учреждении.