Симакова Алёна
Развитие инициативы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инициативы у детей дошкольного возраста
Развитие инициативы у детей дошкольного возраста
Множество экспериментальных и теоретических исследований психологов и педагогов было проведено с целью решения проблемы развития детской инициативы. В результате этих исследований было выяснено, что для успешного развития инициативности у детей огромное значение имеет окружающая их среда, а также грамотная поддержка со стороны взрослых - педагогов, психологов и родителей.
Темочки:
В рамках новой федеральной образовательной программы по развитию дошкольного образования установлены конкретные способы и направления, способствующие развитию детской инициативы. Она выделяет несколько условий, которые педагоги должны учитывать для эффективной поддержки инициативы у детей. Особое внимание должно быть уделено стимулированию желания ребенка узнавать новые знания и умения, созданию ситуаций, которые активизируют его личный опыт в процессе деятельности, а также расширению и усложнению этих ситуаций с учетом возможностей и особенностей развития ребенка. Педагоги также должны активно поощрять и поддерживать инициативу у детей в течение всего дня, способствуя развитию их чувства гордости и радости от достижения самостоятельных успехов.
Согласно актуальным исследованиям, к моменту поступления в школу, то есть к старшему дошкольному возрасту, дети проявляют выраженные признаки инициативности в различных видах активности, таких как труд, игра, общение и познание. Каждый период развития и жизни детей связан с определенным ведущим видом деятельности. В старшем дошкольном возрасте, игра является ведущей деятельностью, в которой происходит развитие инициативности у детей. Игровая деятельность характеризуется свободой и результативностью, и игровой деятельности у детей формируются следующие навыки, как саморегуляция и самоконтроль.
Способность дошкольника к инициативе связана с его мотивацией и способностью решать задачи самостоятельно. Важно уделить главное внимание развитию инициативности в игровой, трудовой и учебной деятельности детей. Однако, для успешного развития этой способности необходимо создать специальную среду, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника. Важно соблюдать принципы любви, понимания, терпения и гармонии во время обучения.
Возраст от 5 до 7 лет является периодом, когда инициативность проявляется в различных сферах деятельности, включая коммуникацию, продуктивную работу, игру и экспериментирование. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно выбирать занятия и активно принимать участие в обсуждении инициативных и интересных активностей для всех. В процессе игры дети развивают творческий подход к созданию сюжета и улучшают свои навыки саморегуляции и самоконтроля.
Развитие детской инициативы в этом возрасте является основой для познавательно-исследовательской деятельности, стремления ребенка понять, как устроен мир и открыть для себя новое. Оно интегрировано с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Поддержка свободы поведения и самостоятельности в этом возрасте способствует развитию инициативы и создает условия для полноценного и радостного детства. Развитие детской инициативы является важным аспектом воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Оно требует грамотного сопровождения со стороны педагогов, создания развивающей среды, поддержки свободы и самостоятельности ребенка. Современные исследования и педагогические подходы позволяют эффективно реализовывать программы развития инициативности, способствуя полноценному и экологичному развитию детей дошкольников.
Инициатива у детей дошкольного возраста проявляется через детское экспериментирование с предметами и вербальное изучение, выражающееся во вопросах, задаваемых взрослым (почему? зачем? как? откуда) или в риторических вопросах, которые дети задают себе.
В детском саду развитие детской инициативы достигается благодаря:
1) Созданию пространства, где дети имеют свободу выбора деятельности, включая совместную активность с другими участниками.
2) Формированию среды, которая позволяет детям реализовывать свои задумки, выражать свои эмоции и мысли.
3) Предоставлению поддержки, способствующей инициативе и самостоятельности детей в различных видах деятельности, таких как игровая, исследовательская, проектная, познавательная и другие.
Для стимулирования и поддержки инициативности и самостоятельности дошкольников педагоги применяют эффективные методы и приемы, среди которых:
1) Дидактическая игра. В современном мире детей окружает огромное количество игр и игрушек в детском саду и дома. Дидактические игры выступают одной форм игровой деятельности, которая помогает расширить познания детей о текущей жизни через доступные им формы активной практической и интеллектуальной деятельности, а также нравственные и эстетические переживания. Современная отечественная и зарубежная педагогика предлагает развивающие игровые технологии, которые прошли апробацию и показывают хорошие результаты в дошкольном образовании. Их разнообразие позволяет использовать их как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной работе.
2) Продуктивные виды деятельности. Продуктивная деятельность способствует формированию важных личностных качеств, таких как умственная активность, самостоятельность, любознательность и инициативность, которые являются основными элементами творческой деятельности. В процессе продуктивных видов деятельности ребенок развивает активное наблюдение, умение выполнять задачи, а также приобретает навыки самостоятельного выбора содержания работы, отбора материалов и использования различных средств художественной выразительности. Это помогает ребенку проявлять свою инициативу и творчески мыслить.
3) В процессе самостоятельной деятельности, дети стремятся искать и творчески изменять окружающую их реальность, проявлять свою активность и использовать внутренние ресурсы. Для развития этой способности важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для свободной и «живой» самостоятельной деятельности. Воспитателю необходимо обеспечить разнообразные игровые среды, которые будут стимулировать познавательную активность и соответствовать интересам детей, а также иметь развивающий характер. В такой среде детям будет предоставлена возможность действовать самостоятельно или в сотрудничестве со сверстниками, без принуждения к обязательной совместной деятельности. Воспитатель включается в деятельность детей только в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или, когда необходимо помочь определенному ребенку интегрироваться в группу сверстников.
4) Еще одним эффективным методом для развития инициативности и самостоятельности является трудовая деятельность. Старшие дошкольники с удовольствием помогают друг другу, контролируют и направляют своих сверстников, проявляя инициативу и самостоятельность. Они объективно оценивают свои трудовые результаты и проявляют деликатность при оценке своей работы. Простые бытовые задания имеют важное значение, так как они способствуют установлению взаимоотношений между ребенком и взрослым, включают взаимопомощь, координацию действий и распределение обязанностей. Эти взаимоотношения развиваются и углубляются в последующем.
5) Метод «проектов» также содействует социальному развитию детей и их коммуникативным способностям. Он способствует развитию навыков договоренности, поддержки и сотрудничества между детьми, а также умению уважать и принимать чужую точку зрения. При проблемном обучении детям приходится искать решения новых задач и ситуаций, которые вызывают интеллектуальные препятствия. Это способствует активизации мыслительной деятельности, формированию гибкости и вариативности мышления. Проблемные ситуации мотивируют детей и эмоционально воздействуют на их личность.
6) Еще одним аспектом развития инициативности и самостоятельности является формирование коммуникативных качеств. Включение комплекса игровых заданий и методов, направленных на развитие коммуникативных способностей детей, включает в себя умение сотрудничать, активно слушать, самостоятельно высказываться и адекватно обрабатывать информацию.
Большая часть жизни ребенка проходит в детском саду под руководством дошкольного педагога, где педагог организует и проектирует среду на основе системно деятельностного подхода. Поэтому перед воспитателями стоят приоритетные задачи, включающие необходимость включения инновационных методов и приемов в работе. Разработку такого образовательного пространства, где дошкольники смогут свободно действовать, проявлять активность, участвовать в различных видах деятельности, таких как игровая, исследовательская, проектная и познавательная. А также получать поддержку и помощь от педагога, которая способствует проявлению самостоятельности детей.