Анастасия Брезгина
Развитие ИКТ компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств ИКТ направлено на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися фактологических знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Публикация «Развитие ИКТ компетентности педагога: от общепользовательского компонента к общепедагогическому» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, отдаваемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции как важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса.
В этой связи ИКТ-компетенцию определим как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов ИКТ.
Целесообразно выделить следующие составляющие педагогической ИКТ-компетенции :
1) общепользовательскую компетенцию;
2) общепедагогическую ИКТ-компетенцию;
Общепользовательская ИКТ компетентность включает в себя :
пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку;
умение пользоваться системами мгновенных сообщений;
навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогический компонент включает в себя :
деятельность педагога в имеющейся информационной среде учебного заведения, в том числе планирование и анализ учебного процесса;
организацию образовательного процесса, при которой учащиеся вместе с учителем ведут деятельность и достигают результатов в информационном пространстве образовательного учреждения;
подготовку и проведение консультаций, обсуждений и т. д. с компьютерной поддержкой.
Кроме того, педагог должен оценивать качество цифровых образовательных ресурсов и адекватно их использовать в соответствии с образовательными задачами.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т. д.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №369 специализируется на работе с детьми с ОВЗ. Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения?
Во-первых, использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;
Во-вторых, как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную и коммуникативную активность детей и участвовать в освоении новых знаний на позиции субъекта деятельности;
В-третьих, в подборе дополнительного материала к занятиям, в создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Мультимедийные технологии являются эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
В-четвертых, в оформлении диагностических карт, построении индивидуальных образовательных маршрутов; обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов;
В-пятых, в обмене профессиональным опытом, идеями проведения НОД, праздников, конкурсов и развлечений, в знакомстве с периодикой, с научными наработками тифлопедагогов. Интерес для воспитателей представляют различные версии электронных журналов.
В-шестых, в подборе материала для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подборе дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет, в консультировании родителей воспитанников по разным вопросам.