Анастасия Эльмурзаева
Развитие игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая работа в рамках педагогической системы программы «Истоки» предполагает опору на разные виды детской деятельности, и одна из ведущих ролей принадлежит игре. Значение игры для развития дошкольника декларируется повсеместно, однако ее организация в условиях дошкольного учреждения сталкивается с рядом проблем.
Публикация «Развитие игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как правильно организовать работу по педагогической поддержке детских игр, на какие из них обратить особое внимание, как соотнести эту работу с целостным педагогическим процессом – на все эти вопросы дает ответ комплект пособий по развитию игры детей 2-7 лет, состоящий из трех книг.
Содержание работы по педагогической поддержке игровой деятельности детей каждого возраста приведено на каждую неделю и выстроено в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Специфика, условия, принципы развития, организации и поддержки игр рассматриваются в соответствии с новой классификацией игр С. Л. Новоселовой. В рамках классификации четко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие, и игры, несущие специализированную обучающую функцию.
Классификация детских игр Виды игр
Самодеятельные Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования
Сюжетные
Специально организованные Игры, связанные с исходной инициативой взрослого Обучающие
Досуговые
Народные, идущие от исторической инициативы этноса Обрядовые
Тренинговые
Досуговые
Для появления и развития самодеятельных игр игровой опыт ребенка должен включать игры двух других классов ниже.
Определяющим критерием в классификации выступает понятие инициатива в игре. В данном случае важно не кто предлагает игру, а кто в нее играет, кому принадлежит инициатива в самой игре. Предложенное классификационное основание ценно тем, что позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый. Ни одна педагогическая классификация не в состоянии это сделать, так как определяет игру «по форме».
Такое терминологическое разделение разных видов игр позволяет правильно решать задачи их педагогической поддержки и организации воспитательно-образовательного процесса.
Важно подчеркнуть, что игра в программе представлена по возрастной вертикали развития — как ведущая деятельность, и по горизонтали — как средство образования ребенка в том или ином возрасте, при этом каждый вид игры выполняет свою функцию.
Каждой линии развития соответствует свой тип игры. Формирование здорового образа жизни и физическое развитие детей предполагают активное использование разнообразных подвижных игр. Социальное развитие теснейшим образом связано с сюжетно-ролевой игрой. Фольклорные игры приобщают детей к народной культуре. Дидактические игры способствуют интеллектуальному и социальному развитию, накоплению и практическому усвоению разнообразных знаний. Линия эстетического развития находит свое прямое отражение в театрализованных играх. И, безусловно, все линии развития получают мощное развитие в самодеятельных играх, когда дети сами придумывают сюжет, сами развивают его, договариваются между собой о ходе действия, объединяют разные идеи, находят выразительные средства для передачи образа.
Необходимо отметить, что в программе особое внимание уделяется развитию самодеятельной игры
Работа строится с опорой на комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (еще одна особенность программы).
Существуют разные методики поддержки игровой деятельности детей. Программа «Истоки» опирается на «комплексный метод поддержки самодеятельных сюжетных игр». Комплексный метод, определяющий четыре важных условия становления сюжетной самодеятельной игры как ведущей деятельности, направляет внимание педагога на необходимость усиления работы по тому или иному компоненту метода в зависимости от особенностей становления игровой деятельности у разных детей.
К четырем компонентам метода относятся:
1) обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
2) обогащение игрового опыта формирование игровых действий, способов осуществления игры);
3) создание развивающей предметной среды;
4) активизирующее общение взрослых с детьми.
В младшем дошкольном возрасте основными выступают второй, третий и четвертый компоненты, в среднем дошкольном возрасте начинает возрастать роль первого компонента, чтобы стать ведущим к концу дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте доминирующими становятся второй и третий компоненты метода. Это не значит, что на первом и четвертый компоненты педагог может не обращать внимание – ни в коем случае, особенно на второй, иначе мы рискуем столкнуться с такими (увы. распространенным в наши дни) явлением, как примитивизация детских игр.
И еще на один момент я хочу обратить внимание. Поскольку перечень подвижных, традиционных, дидактических игр и игр-экспериментирований дан на неделю, не следует стремиться провести их все сразу. Педагог выбирает из предложенных те, что наиболее соответствуют образовательной работе текущего дня в зависимости от плана. Некоторые игры (сюжетно-дидактические) проводятся в ходе реализации образовательной работы или сразу после нее, так как разворачиваются на том же материале, другие распределяются по времени в течение дня.
Утро: организуются сюжетные игры по инициативе детей, педагог наблюдает за самостоятельными играми, отмечая, кому нужна помощь, включается в игры. помогая плохо играющим детям.
Организованная деятельность: проводятся предметно- или сюжетно-дидактические и театрализованные игры, включенные в содержание занятий, а также небольшие разыгрывания импровизации, основанные на материале проводимых занятий, по завершении собственно образовательной работы.
Прогулка: организуются наблюдения в природе, после которых педагог проводит подвижные игры (одну-две, разучиваются новые или повторяются уже знакомые детям. Затем могут быть предложены подходящие по тематике игры-экспериментирования или народные (по одной за прогулку в любой из дней недели, остальное время отводится под сюжетные игры по инициативе детей и подвижные или традиционные, которые дети организуют самостоятельно. Не нужно регламентировать выбор детьми сюжетных или подвижных (традиционных) игр. Поскольку здесь проявляются их индивидуальные предпочтения: некоторые дети к старшему дошкольному возрасту сюжетным играм предпочитают также насыщенные межличностным взаимодействием подвижные или традиционные.
Вечер: сначала (до получаса) педагог организует игры с желающими детьми (в один день – дидактические, в другой – народные, театрализованные или подходящие по тематике экспериментирования и т. д.). Если ребенок не играть сам, то его не следует насильно привлекать к другим играм, но нужно быть готовым к тому, что по ходу деятельности он может заинтересоваться и подключиться сам. Далее начинается время для свободной деятельности детей. Кто-то играет в сюжетные игры, кто-то выбирает иные виды деятельности (рисование, занятия с дидактическими игрушками). Педагог следит за тем, чтобы не было детей «скучающих», мешающих другим (предлагает им занятия и игры, а потом наблюдает и при необходимости и с согласия детей подключается к их индивидуальным или групповым играм, содержательно обогащая их.