Ковалева Наталья Петровна
Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников (п. 1.4.1). «Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников» (п. 3.3.4.).
Публикация «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Игра – в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребёнка.
Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.
Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Последний пункт вызывает наибольшие трудности у воспитателей
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Традиционно их классифицируют таким образом :
Творческие (театрализованные, сюжетно-ролевые, конструкторские)
Игры с правилами;
Народные.
По ФГОС ДО ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС ДО :
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер:
1) Совместная игра;
2) Самостоятельная игра детей.
Факторы реализации игры :
Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности и их игрой;
Включение всех видов игр в педагогический процесс;
Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
Перспективное планирование развития игры (комплексный метод) ;
Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Условия успешного руководства игрой :
Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Условия эффективности развития игр :
Свободное и добровольное включение детей в игру;
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, е правила, идею каждой игровой роли;
Игра должна положительно воздействовать на все сферы е участников;
Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением