Татьяна Писклина
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно расчитывать на полноценное взросление человека.
Игры для детей являются сложным многофункциональным и позновательном процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм, у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адапитируется к окружающему его миру.
Публикация «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах
Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он творит свой реальный жизненный опыт, приобретамый в общении со взрослым, в собственной практической деятельности. Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы – сюжетно-ролевая игра.
Зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игра с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный.
На первом году жизни игрушка у ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: ребенок перекладывает ее с места на место, стучит ею. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе исполнения предметов. Если малышу показывают как нужно играть, открывают ему смысл сюжетной игры, то в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое значение предметов : кормит куклу, укладывает спать, одевает.
На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действия с одного предмета на другой. Например, если годовалый ребенок укаладывал спать только ту куклу, что убаюкивала мама, то в полтора года может и медведя и собачку, которые у него есть в игровом уголке.
На втором году жизни у ребенка расширяется сфера взамодействия с окружающим миром. Наростает потребность его совместной деятельности со взрослым. Наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни дает ребенку отображать действия взрослых. Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполение понятной условной цели. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу игры.
В конце второго и на протяжении третьего года жизни диапазон отображамых в игре действий расширяется (большее количество предметов). Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Игровые действия перестают быть случайными. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу, считая, что она уснула – укладывет ее в кровать.
На данном этапе развития игровой дейятельности появляется еще одно кордиональное изменение игры – введение замещений. Замещния возникают в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходяший предмет – карандаш. Постепенно ребенок начинает варьировать игру взрослого, вносить элементы новизны. Истенное замещение возникает только тогда, когда ребенок называет предмет – заместитель в соответствии с его новой функицией. Использование предметов- заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знако-символической функции сознания.
Следует подчеркнуть роль слова в развитии замещающих действия с игрушками. В начале перенос действия с одного предмета на другой происходит на невербальном уровне: ребенок может осуществить замещение, но правильно назвать его еще не в состоянии.
Так он может помешивать предметы в кострюле, занимаясь приготовлением пищи, но на вопрос взрослого, что он делает, ответит: «Там пирамидки и палочки». Его игровое использование и реалистическое название не совпадают. Малыш смутно осознает смысл замещения. Это проиходит все постепенно.
К трем годам жизни дети играют свободно. К этому возрасту относятся появление элементов ролевого поведения, то есть складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которые интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и стороится на все более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новые сферы деятельности, которые осваиваюся ребенком в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющимися в отношения.
Сюжетно-ролевая игра предполагает создание вооражаемой ситуации, которую составляет сюжет. Сюжет – это сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре. Игра зарождается как предметно-игровая деятельность, проходя ознакомительный и отобразительный этапы, когда действия с предметами носят манипулярный характер. С интересом ребенка, направленным на получение результата от действий с предметом, приходит этам предметно-игровой деятельности. Действие становится условным, в результат – воображаемым. Это ребенок переходи к сюжетно-обобразительному этапу игры.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность вырабатывать более четкие рекомендации по реководству игровой деятельности детей с различных возрастных группах.
Таким образом, игра – легкая и радостная для ребенка деятельность. Она наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей. В ней создаются наиболее приятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываюся основы творечества и предпосылки страновления сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.