оксана сварцевич
Развитие игровой деятельности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок
в дошкольном возрасте, какие знания получит и усвоит об окружающем его мире, обществе, себе самом, зависит его успешность
в дальнейшей жизни и школьном обучении.
В период 6–7 лет в жизнедеятельности дошкольника наступает период расцвета сюжетно-ролевых игр. Они приобретают более творческий характер, все сложнее и сложнее становятся сюжеты. Активно развиваются режиссерские игры, игры с правилами, все чаще дети проявляют фантазию для осуществления игрового замысла. Старшие дошкольники активно и с удовольствием участвуют во всех играх, организуемых воспитателем, проявляют инициативу в дидактических, досуговых и народных играх.
Публикация «Развитие игровой деятельности детей 6–7 лет» размещена в разделах
Стремление воплотить в играх различные образы своей фантазии становится основной характерной чертой ребенка этого возраста, что способствует творческому развитию личности.
В 6–7 лет ребенок наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми использует индивидуальные (а порой и совместные) режиссерские игры с использованием разных образных игрушек. Игровые ситуации со многими участниками, в роли которых выступают игрушки, становятся все более сложными по структуре и сюжету. Ребенок этого возраста способен не брать на себя характерной роли, а принимать по очереди роли всех персонажей, регулируя их взаимоотношения, то есть он становится главным организатором
и «режиссером». Именно эта своеобразная позиция ребенка в игре позволяет назвать ее режиссерской.
Параллельно дети 6–7 лет осваивают различные по содержанию и педагогической направленности игры с правилами. К ним относятся дидактические, словесные, подвижные, народные и другие игры.
Все они очень важны для развития сюжетно-ролевой деятельности, в процессе которой развиваются внимание, память, двигательные и познавательные способности. Дети активно усваивают различные знания, что позволяет пополнить их жизненный и игровой опыт, который незаменим в сюжетно-ролевой игре. Участие в играх нескольких играющих помогает ребенку взаимодействовать
с партнёрами по игре. Наличие игровых правил способствует развитию умения контролировать свои и чужие действия и формирует способы регуляции совместной деятельности, а наличие проигравших и выигравших в игре детей учит ребенка адекватно переживать успех и неудачу. В совместных играх усваиваются многие
социальные нормы поведения. Ребенок получает первые представления о справедливости и несправедливости, у него формируется адекватная самооценка.
В старшем дошкольном возрасте ведущей игрой становится сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Игры становятся более самостоятельными и возникают по инициативе самих детей. Старшие дошкольники совместно оговаривают общий замысел игры, выстраивают сюжет, распределяют роли в процессе самой игры.
Со временем игры пополняются ролевыми действиями, которые согласовываются с действиями партнеров по игре.
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию воображения, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков.
Возникновение и развитие самодеятельных ролевых игр связаны с расширением жизненного и игрового опыта ребенка, которое происходит благодаря ознакомлению детей с художественной литературой, рассматриванию иллюстраций и картин, экскурсиям и т. д.
Педагог имеет возможность не вмешиваться в процесс игры, особенно если у детей нет потребности в непосредственном участии педагога в игре. Он внимательно следит за возникающими противоречиями, помогая вовремя разрешить их. Не следует отказывать, если дети сами просят педагога принять участие в игре
и предлагают ему определенную роль. Педагог может прийти
на помощь и в случае затруднения развития сюжета, и при возникновении конфликтной ситуации.
Старшие дошкольники способны самостоятельно создать необходимую предметно-игровую среду для разворачивания своих
сюжетов, которую могут по собственному желанию трансформировать в соответствии с поворотом сюжета игры. Для этого необходимо придерживаться требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде. Самодеятельные сюжетно-ролевые игры разворачиваются, если развивающая среда будет наполнена различными игровыми модулями (жёсткими и мягкими, обычными сюжетными образными игрушками и разнообразными предметами-заместителями.
Ценность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что они позволяют педагогу развить социально-коммуникативные навыки детей. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• формирование навыков общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Таким образом, игра становится своеобразным свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта. Ребенок начинает чувствовать себя членом социума, получает способность справедливо оценивать действия и поступки сверстников и свои собственные. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку оказаться в мире взрослых и самостоятельно разобраться в системе взрослых отношений. Таким образом, происходит процесс социализации дошкольников. Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра – первый опыт социализации ребенка.