Виктория Вториникова
Развитие идей трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие идей трудового воспитания
Вторникова Виктория Геннадиевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС №27 «Березка»
Старый Оскол
Большая роль в разработке теории трудового воспитания в эпоху Просвещения принадлежит К. Д. Ушинскому. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» раскрывает значение свободного физического труда для развития личности и поддержания в ней чувства собственного достоинства. Он осуждал тех родителей, которые добившись напряжённым трудом материальных благ, стремились освободить своих детей от трудовых забот. Эти родители, по его мнению, сами разрушали счастье своих детей, нередко превращая их в глубоко несчастных людей. К великому сожалению, такую картину мы наблюдаем повсеместно: большинство детей, переступая порог школы, не владеют элементарными трудовыми навыками.
Публикация «Развитие идей трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Константин Дмитриевич Ушинский разработал цельную дидактическую систему. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа, и его прав на образование.
В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.
В своем труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Педагогические высказывания К. Д. Ушинского о нравственно - воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время.
В деле трудового воспитания детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе - «одному из могущественных агентов в воспитании человека». Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка.
Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.
Цель трудового воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.
Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для своего времени, а ее труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных пособий при подготовке воспитателей детских садов в России.
Большое место в работах Е. Н. Водовозовой отводится трудовому воспитанию, приучению детей к посильному труду. Она считала, что трудовое воспитание это есть одна из сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них «теплое участие горячую привязанность к ближнему», писала она. «Необходимо указать детям образцы трудовой жизни, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном».
Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду. «Это должно быть чуть ли не главной задачей воспитания, - утверждала Водовозова. - Строго наблюдать, чтобы ребенок ни минуты не был без дела и чтобы даже в раннем детстве наслаждался отдыхом только после труда». Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу.
Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
В России в эпоху Просвещения было множество педагогов, которые выдвигали различные идеи и концепции трудового воспитания. Но яркие представители, которые вплотную занимались проблемой трудового воспитания было не много. К таким педагогам мы отнесли К. Д. Ушинского и его последовательницу Е. Н. Водовозову.
Отмечая заслуги К. Д. Ушинского можно отметить, что в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся - залог формирования активной и творческой личности.
Его последовательница Е. Н. Водовозова, также рассматривала трудовое воспитание, как неотъемлемую часть нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Во время эпохи Просвещения было понимание, что труд есть важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Учитывая вышесказанное, нам представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему. Можно сделать однозначный вывод о том, что идеи зарубежных педагогов эпохи Просвещения, в частности Ж. Ж. Руссо и Г. Песталоцци были крайне важным подспорьем для развития идей трудового воспитания в России. Идея гуманистического воспитания личности, неотъемлемая природная значимость воспитания, а также важнейшее значение труда в развитии ребенка - эти аспекты ярко прослеживаются как в педагогике зарубежья так и в отечественной педагогике. Именно в силу данных обстоятельств, считаем, что выбранная нами теме в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить проблему трудового воспитания в истории зарубежной педагогики.
Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Ж. Ж. Руссо, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Г. Песталоцци.
- изучить проблему трудового воспитания в истории русской педагогики.
Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание К. Д. Ушинского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание последовательницы Ушинского - Е. Н. Водовозовой. И в заключении мы сравнили развитие идей трудового воспитания в России и за рубежом. Здесь мы пришли к выводу, что ценность каждого педагога крайне ценна не только для развития трудового воспитания, но и для развития педагогической мысли в целом.
Трудовое воспитание всегда составляло одну из важнейших задач формирования человеческой личности в целом. Однако в различные исторические эпохи и при различном социально-экономическом укладе у разных народов этой проблеме уделялось или особое внимание или она практически переставала интересовать педагогов.