Оксана Горбунова
Развитие художественно-творческих способностей детей 4–5 лет через нетрадиционные техники аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2023-2024 учебный год.
«Развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет
через нетрадиционные техники аппликации»
Подготовила:
воспитатель средней группы
Горбунова Оксана Александровна
г. Дзержинск
2024
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Темочки:
- Аппликации. Методические материалы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Аппликация. Консультации для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит аппликации.
Аппликация – наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация – «способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность»
Т. С. Комарова утверждает, что для «развития творческих способностей посредством аппликации дошкольникам необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут»
Исходя из этого, создаётся проблема, что не все дети осваивают основы аппликации :
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- у некоторых детей плохо развита воображение, выполняют работу так же как педагог.
Для решения этих проблем, было решено разработать тему: «Развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет через нетрадиционные техники аппликации»
В ФОП ДО в пункте 21.5.2.2 отмечается, что педагог развивает у детей интерес к аппликации. Поощряет проявление активности и творчества. Обучает вырезанию, разрезанию по прямой, составлять из полос различные изображения предметов. Учит вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Закрепляет навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Так же, согласно ФОП ДО в пункте 18.5.2. говорится, что в процессе деятельности у детей формируется положительная самооценка, уверенность в своих силах, помогает бережно и тактично обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения.
Значение нетрадиционные техники аппликации -как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.
Цель: Совершенствовать у детей интерес к нетрадиционным техникам аппликации,
развивать умения, используя практический материал.
Задачи
Работа с детьми:
Развивать у детей художественные восприятия, умения рассматривать и обследовать предметы в том числе с помощью рук.
Формировать умение использовать средства выразительности, в нетрадиционных техниках аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации.
Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к нетрадиционным техникам аппликации.
Работа с родителями:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам темы.
Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по данной теме.
Укрепление связи с родителями.
3. Работа для педагогов:
Подбор игр и материалов для оснащения РППС.
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению.
Систематизировать работу по развитию художественно-творческих способностей детей 4-5 лет через нетрадиционные техники аппликации
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная, интернет-ресурсы.
Ожидаемые результаты самообразования
Повышение профессионального уровня;
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
Способствовать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственного в нетрадиционной технике аппликации.
Разработка и проведение родительских собраний, изготовление буклетов, обобщение опыта на исследуемой теме.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
План работы:
Месяц
Цель
Деятельность воспитателя с детьми
Взаимодействие с родителями
Обогащение РППС
Сентябрь
Определить начальные навыки и умения детей, их отношение к аппликации.
Беседа по теме: «Что такое аппликация, и какая она бывает»
Д/И «Узнай на ощупь»;
Аппликация из цветного скотча «Осенняя березка»;
Информация для родителей
«Что такое аппликация, и какая она бывает»»
Оформление папки-передвижки «Уроки аппликации».
Создание в группе развивающей предметно - пространственной среды – «Творческий уголок»
Октябрь
Развивать у детей художественные восприятия, умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Игра – беседа «Условия безопасной работы»
Д/И. «Что в моей корзинке».
Загадывание загадок.
«Декоративное панно из осенних листьев»;
Стенд для родителей
«Развитие творчества у детей дома»,
Подбор аппликационного материала. Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
Ноябрь Формировать умение, использовать средства выразительности, в аппликации.
«Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы»
Д / И «Выложи узор»
ппликации:
«Укрась салфеточку»
В нашем городе построен большой дом»
Индивидуальные консультации для родителей: «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов»
Привлечение родителей к сбору иллюстраций к изготовлению альбома для детей «Разные дома»
Изготовление д/и
«Из каких фигур состоит».
Изготовление альбома из иллюстраций и фоторабот «Аппликации из крупы»
Декабрь Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ
"Иней на деревьях"
(работа с крупой).
«Картина «Зимний лес»». Коллективная работа.
Стенд для родителей :
«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»
Помощь родителей в сборе нетрадиционного материала (Фантики)
Пополнение РППС нетрадицинными материалами для работы (крупа, макароны,
фантики).
Выставка детских работ
Январь Развивать художественно-творческие способности в нетрадиционной технике аппликации Повторить правила и условия безопасной работы с разным материалом и ножницами.
«Веселый снеговик»
(ватные диски)
«Украшаем елочку» «Снежинка из фантиков».
Копилка советов для родителей «Мастерим вместе с детьми дома»
Подбор аппликационного материала.
Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».
Февраль
Продолжать формировать умение воплощать в художественной форме свои представления, мысли. "Украсим чашку"
(Обрывочная аппликация)
«Открытка к Дню Защитника Отечества». Аппликация из макарон.
Информационный стенд;
«Применение макарон в технике аппликации»
Помощь в приобретении материала (нити) Изготовление албома фотоиллюстраций аппликаций из нити. Знакомство детей с техникой аппликации «Волшебные нитки»
Март
Создание условий для самостоятельного художественного творчества детей.
«Забавные зверушки». Поделка из сухих сосновых шишек.
«Цветок в подарок маме и бабушке»
(бисер, влажные салфетки.)
"Ветка вербы" (из мятых салфеток).
Информация для родителей
«Мир на кончиках пальцев».
Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
Апрель Закреплять умение формировать умение использовать средства выразительности в аппликации.
«Морковка». (Аппликация из ниток.)
«Одуванчики». (Аппликация из резаных ниток).
«Сказочный лес». (Аппликация из ткани и ниток).
Коллективная работа
Индивидуальные консультации по запросам родителей
Подбор аппликационного материала.
Май Продолжать формировать умение, использовать средства выразительности, в аппликации.
"Воздушные шары" (разный материал). Коллективная работа.
"Салют"
(обрывная
аппликация).
Подведение итогов работы на родительском собрании: отчёт о проделанной работе за учебный год. Выявить положительные результаты проделанной работы. Выставка работ на тему: «Праздничный салют над городом»
Планируемые результаты самореализации:
Разработка конспектов игр-занятий.
Разработка материалов в электронном виде, в том числе в виде:
памяток для родителей по теме самообразования
папки передвижки.
Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2025 учебный год.
Список литературы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования утвержденная приказом Министерства просвещения РФ России от 25 ноября 2022г. №1028 (ФОП ДО)
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №124»
С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в д / саду»,
Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми» 4-5 лет.
Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г.
Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»)