Надежда Запасная
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Как было сказано ранее - Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т. д.
Другими словамы – подготовка руки к письму.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Очень важно поставить руку, подготовить её к работе.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Все это и входит в задачи развития графомоторики….(именно)
• зрительное восприятие заданного материала;
• сосредоточенность и внимание;
• правильное удерживание карандаша или ручки;
• соответствующий нажим ручки при письме;
• ритмичность движений;
• точность в обведении линий;
• двигательные навыки.
Неподготовленность данных навыком и умений может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения : написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т. д.
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.
Слайд 3
В возрасте 6-7 лет для развития графического навыка ведется по нескольким направлениям:
• Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
• Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
• Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
• Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Используют такие виды упражнений, как:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам;
- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогают:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на освоение предметных действий.
На данном этапе Важно сразу обучать ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Слайд 4
В 6-7 лет ребё нок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, крупными капельками.
Дети 6 – 7 лет уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Слайд 5
Тренировать пальцы рук можно применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц.
Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, м точные движения пальцев, развивается глазомер. При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Слайд 6
Особое внимание нужно уделять выполнению заданий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Слайд7
Работа по формированию предпосылок графомоторных навыков устарших дошкольников с ОНР при подготовке руки к письму не может ограничиваться рамками логопедического кабинета.
Она эффективна только при
создание в группе развивающей предметной среды, способствующую формированию предпосылок графомоторных навыков;
осуществление коррекционно-педагогической работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- условии закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями логопедической группы, инструктором по физической культуре, музыкального руководителя и родителями.
Слайд 8
Основной формой организации педагогической деятельности являются индивидуальные занятия, которые должны проводиться систематически.
Слайд9
Занятия организуются как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый выступает с позиции партнера-инициатора.
Слайд 10
Формирование предпосылок графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в целостном педагогическом процессе в разных организационных формах.
Воспитатели группы компенсирующей направленности и учитель-логопед ежедневно взаимодействуют по вопросам коррекционной работы с дошкольниками. В «Тетради для занятий воспитателей по заданию логопеда» отдельная графа отводится пальчиковым играм и графическим упражнениям, которые предлагаются в соответствии с изучаемой лексической темой.
Слайд 11
Кроме этого учителем-логопедом и воспитателями группы может быть подобран нетрадиционный материал, используемый в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков.
Слайд 12
Инструктор по физической культуре включает в занятия и индив. работу упражнения на умение ориентироваться в пространстве, а также разнообразные игры и упражнения с предметами и спортивным инвентарем.
Данные упражнения развивают зрительно-моторную координацию на уровне глаз-рука, общую координацию движений, ориентировку в пространстве, стимулируют работу обоих полушарий головного мозга
Слайд 13
Музыкальный руководитель также работает в данном направление согласно рекомендаций учителя-логопеда.
Слайд 14
Для родителей используются такие формы организации работы, как :
- индивидуальные беседы и консультации, собрания
- домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;
- выставления наглядно-информационного материала (памятки, брошюры,
Слайд 15
в заключение хочется отметить, что сроки и результат преодоления недостатков моторной функции руки зависят от ряда факторов:
-своевременного начала формирования графомоторных навыков
- степени сложности дефекта,
- индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
- регулярности занятий,
- участия и взаимодействии педагогов и родителей в этой работе.