Надежда Терехова
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Терехова Надежда Алексеевна
Воспитатель МДОУ «Детский сад №81»
г. Энгельс, Саратовская область
Публикация «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего, рисование.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. Не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
О важной роли развития движений рук не только в рисовании, но и для всестороннего гармонического развития ребенка и для успешного обучения его в школе пишет и польский педагог Г. Филипчук. Она подчеркивает, что слабо развитые двигательные навыки отрицательно влияют на самочувствие ребенка, на его взаимоотношения с ровесниками, вселяют неуверенность в собственные силы и возможности, сказываются на его отношении к трудовым действиям.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «лево», «право», не укладывается в общий темп работы
Дошкольный возраст – наилучшее время для развития способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. По мнению ученых (А. Р. Лурия, М. М. Безруких, М. М. Кольцова, Т. С. Комарова и др., для успешного овладения графикой письма необходимы координация движений, пространственные представления, чувство ритма, а также развитие движений пальцев и руки. Рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений, условно называется термином «ручная умелость»
Ряд авторов (В. М. Лыков, Т. С. Комарова и др., исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания активно использовать доступные средства. Ученые выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия по подготовке детей к овладению графикой письма. Изобразительная деятельность способствует развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими навыками и, прежде всего, письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.
Рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов:
- в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя;
- в ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование, знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируется усилия руки при нажиме. Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они, прежде всего, выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. При обучении рисованию и письму специфичны и положение руки, карандаша, тетради (листа бумаги, приемов проведения линий.
Учет приведенных особенностей в обучении рисованию помог мне организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д.
Задачи поставила перед собой следующие:
- повышение качества подготовки дошкольников к обучению письму, через использование изобразительной деятельности;
- развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений руки, глаз, мускульной памяти, ритмичности;
- формирование и закрепление правильного захвата руки, графических навыков, навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки воспитателя).
Для успешной реализации задач создала следующие условия:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявлении индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- уважение личности ребенка, доверие к нему, принятие его личностных целей и интересов,
- создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей,
- создание оптимальных гигиенических условий в предметно-развивающей среде (освещение, подбор мебели, длительность упражнений, чередование нагрузки и прочее);
- заинтересовать родителей в эффективной подготовке детей к школе.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Из всего вышеизложенного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, то в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Средствами реализации задач являются различные упражнения с предметами и без, пальчиковая гимнастика, игры.
Главным выразительным средством на занятиях являлись линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые, гелевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель – твердые материалы и кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью – полутвердые и жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволила оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволила корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда требовались длительные нагрузки и четкие движения
Для развития изобразительного творчества детей, в котором рука является главным средством графического выражения, в каждом возрасте мной были выделены три этапа. Первый этап включал спонтанное рисование, в процессе которого наблюдала за детьми, выясняла уровень изобразительных умений, оценивала продуктивность его деятельности. Второй этап – этап обработки, который представляет собой обучение детей технике изображения. При этом руководящая роль отводится воспитателю. Третий этап – свободное рисование. В этот период воспитатель влияет на обогащение детского рисунка.
Особое место в развитии рисовальных движений руки ребенка принадлежит младшему возрасту, тому периоду, когда ребенок впервые берет в руки карандаш и начинает водить им по бумаге. В этом возрасте предусматривается развитие навыков владения линейной графикой. В ходе упражнений учила детей проводить прямые вертикальные, параллельные линии, проведенные слева направо и справа налево; рисование овалов, кругов; рисование геометрических фигур с использованием опорных точек. Добиваясь от детей целенаправленности и осознанности требований к качеству движений, ставила перед ними содержательные, эмоциональные и мотивированные задачи. Создавая изображение, разговаривала с детьми, обращала их внимание на сходство работы. Благодаря таким упражнениям, дети переходили от судорожного сжимания карандаша к равномерному проведению линий. От случайных, беспорядочных движений дети переходили к осознанным движениям. Дети стали все с большим интересом следить за движениями руки и получающими на листе бумаги яркими линиями, конфигурациями, штрихами. Рука ребенка становилась более гибкой, послушной. Движения приобрели ритмичность, координированность
В старшем возрасте происходит дифференциация форм. Количество форм, которые дети должны изображать, расширяется. Так, наряду с предметами круглой формы дети освоили рисование предметов овальной формы. Продолжала развивать навыки владения линейной графикой. Учились рисовать композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий; наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии; кривые, дугообразные, волнообразные; рисование изображений на основе геометрических фигур.
При овладении движениями у некоторых детей возникали трудности : формообразующее движение получалось неточным, искажалась форма предмета в рисунке – все это сказывалось на качестве изображения. С такими детьми проводила индивидуальную работу.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук является столь же важным, как и формирование графических навыков письма, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой, специальными играми и упражнениями. В младшем возрасте-3-4 минуты, в старшем-5-6 минут. Это дает детям возможность не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Игры и упражнения полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Механизмом оценки получаемых результатов, прежде всего, является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.
Критериями оценки служат творческие работы детей, участие в выставках, а также задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень развития ребенка.
Литература
1. Антуганова Н. П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. – 1998.
2. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Владос, 2002.
3. Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М. : Владос, 2001.
5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : Детство-Пресс, 2005.
6. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2003.
7. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Серия: Мои первые книжки [60] Изд-во: Академия развития, 1998.
8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.